Личностные качества руководителя, принимающего управленческие решения Ванке А. Ю.
Введение " Личность " - понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека. Насколько эффективно развиваются эти качества, настолько будет определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми. Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во - первых, прониклись к вам расположением, во - вторых, были убеждены в вашей правоте, в - третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. Вторая группа - интеллектуальные и личностные ( психологические ) качества : знания, способности, интеллект, эмоционально - волевая сфера, характер.
Личностные качества Хороший руководитель 1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми. 2. Способен быть лидером. 3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать. 4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения я в условиях ограниченного времени. 5. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации. 6. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию. 7. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации ( состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые ), хладнокровен.
8. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна. 9. С выдержкой относится к победам и поражениям. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем. 10. Энергичен. 11. Компетентен в специфических проблемах управления. 12. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей. 13. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально. 14. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально - психологических травм. 15. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные " роли " 1. Управляющий 2. Администратор 3. Лидер 4. Воспитатель 5. Инноватор 6. Плановик 7. Политик 8. Эксперт 9. Представитель 10. Регулятор 11. Источник 12. Дипломат 13. Символ 14. Диктатор 15. Старший товарищ 16. " Козёл отпущения "
А вообще – это просто Человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Однако руководителем делают человека не только профессиональные или личные, но и деловые качества
Деловые качества руководителя умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду ; энергичность, честолюбие, стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, смелость и решительность, напористость и воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав ; контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой ; целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться ; стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.
Деловые качества представляют собой симбиоз двух составляющих : компетентности и организаторских способностей ( знания и умения ). Деловые качества представляют собой симбиоз двух составляющих : компетентности и организаторских способностей ( знания и умения ).
Ошибки в управлении Перенос решения на завтра Выполнение работы наполовину Стремление сделать всё сразу Стремление сделать всё самому Убеждение, что вы знаете всё лучше других Неумение разграничить функции Попытки переложить вину на других
Стиль руководства – это система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми.
Стили руководства Авторитарный ( директивный ) Демократический Либеральный ( попустительский )
Руководитель - администратор ориентирован всегда ( или почти всегда ) на требования сверху, на тех, кто его назначал, от отношения которых зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для него имеют значение лишь постольку, поскольку. Для него все подчинённые - на одно лицо. Он различает их не как личности, а как работников - лишь по степени включённости в решение задач, продиктованных сверху им самим.
Руководитель - лидер не командует, не приказывает и не давит на работников ради достижения каких - либо целей, порой далёких от их понимания, а ведёт людей за собой к решению общих для коллектива проблем.
Вывод Организаторские способности, личностные и деловые качества руководителей представляют собой сложное по структуре образование, позволяющее быстро и эффективно решать задачи управления подчинёнными. Оно включает в себя творческий потенциал руководителя, его интеллектуальные и коммуникативные особенности, эмоционально - волевые характеристики, педагогические возможности, а также обусловливается такими чертами характера, как энергичность, оптимизм и др., что помогает организовать дружный коллектив и его слаженную работу в организации.