Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по кубановедению адыгов и казаков Роман Папия 10 « А » класс.
Advertisements

Материальная культура казачестваМатериальная культура казачества.
Презентация к уроку по краеведению (8 класс) по теме: Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс
важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если.
Выполнила УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ моусош 44 Кочериди Ирина Витальевна Кочериди Ирина Витальевна.
Казаки на Кубани Презентацию выполнила учитель истории МБОУ СОШ7 Крацова Ирина Анатольевна.
Хозяйственный быт кубанского казачестваХозяйственный быт кубанского казачества.
Жинки дома хозяйничают, а казаки в Сечи. Казак без пики, как девка без мониста. У казака две опоры: плуг и сабля. Кубанский казачий костюм.
Жинки дома хозяйничают, а казаки в Сечи. Казак без пики, как девка без мониста. Как за ухо чуприна, так и казак. У казака две опоры: плуг и сабля. Кубанский.
«Материальная культура казачества. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX веке»
Лекция 2. Особенности семейно –бытового уклада История развития семейных отношений у запорожских и донских казаков- основателей ККВ. Образование семейных.
Быт кубанских казаков. Быть здесь граду! Жилище казака.
Учителя начальных классов: Синченко Е.Р.; Журавлева Т.Г. Краснодарский край Динской район ст.Новотитаровская МОУ СОШ год «Традиционное жилище народов.
1.Изучить историю происхождения казачьего костюма, его элементы и предназначения. 2.Данный материал использовать на уроках кубановедения.
Особенности быта Особенности быта жителей Кубани жителей Кубани Одежда жителей Одежда жителей Кубани Кубани.
Единый всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах» «Традиционная культура народов Кубани»
Кубановедение 8Материальная культура казачества Шахов Александр 8В.
Хозяйственный быт кубанского казачестваХозяйственный быт кубанского казачества.
5класс Кубанские говоры. Цель: Сформировать представление о кубанских диалектах как о части духовной культуры, неразрывно связанной с историей малой родины;
История казачьего костюма Выполнила ученица класса 7А МОУ СОШ 16 пгт. Ильский МО Северский район Абраменко Татьяна Андреевна Руководитель работы: Киселева.
Транксрипт:

Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго- восток края) - русским населением.

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, а с 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего - деревянные. Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира. Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "косточки".

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.

Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине- казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.