Левицкий Дмитрий Григорьевич
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно священником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером Алексеем Петровичем Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве. Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобразительному искусству, Антропов стал его учителем. В дальнейшем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал заниматься у Антропова. В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого создавал правдивые образы. Левицкий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.
Уже в 60-х годах он был достаточно известен. К концу 60-х годов им были написаны портреты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. Широкое признание принесли Левицкому его произведения, представленные в 1770 году на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изображение вельможи не в парадном костюме, а в халате, домашних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, голову.
Левицкий рисует серию портретов «Смолянки» ( ). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольного института «благородных девиц». Показывая юных институток, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искусственности и жеманства. Портрет воспитанницы девиц Н.С. Борщовой и Е.И. Нелидовой
Портрет воспитанницы Е.И. Молчановой Портрет воспитанницы Г.И. Алымовой
Портрет воспитанницы А.П. Левшиной Портрет воспитанниц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Так, маскарадную пастушескую сцену в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не в характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой я увлекательной игрой.
Портрет М. А. Дьяковой (1778) написан в тонко разработанной гамме теплых оливково- зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние девушки.
Картина Левицкого «Екатерина II законодательница в храме богини правосудия» стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. «Портрет Екатерины II Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин.
Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова Портрет А.В. Суворова. 1786
Портрет М.А. Львовой. 1781Портрет Н.А. Львова. 1789
Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822