Изобразительное искусство Барокко
Барокко характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVIXVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. Искусство барокко в живописи характеризуется динамичностью которая дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатая отделка, яркое освещение). Для барокко характерно непрерывное перекрытие, пересечение фигур и элементов.
Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко. Караваджо вызывал критику своего творчества. Его картины на религиозную тематику вызвали споры относительно его желание отображать людей без идеализации. Живописец стремился передавать их несовершенство.
Динамическое барокко: Рубенс Классическое барокко: Пуссен Направления барокко
Реалистичное барокко: Рембрандт и Веласкес
Драматическое использование цвета; Картины являются очевидными, драматичными, прямыми, без подтекста; Высокая эмоциональность и динамичность сюжета, что привлекает зрителя; Изображения позволяют чувствовать частью яркой реальности, которую передают художники барокко; Экстравагантные декоративные элементы изображения; Развиваются картины в жанрах портрет, натюрморт, пейзаж; Резкие контрасты между светлыми и темными, между светом и тенью. Особенности стиля:
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Творцы в стиле барокко преуспели в реалистичной передаче изображений людей – их портреты стали более вычурными, яркими, эмоциональными. Барочные художники были одержимы светом и тенью.
Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно- телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность с фантазией, а религиозная аффектация с подчёркнутой чувственностью.