Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» Теория риска Подготовил: ст. гр. ПГС Беляев А.П..
Риск – это сочетание вероятности вреда, причиняемого опасностью и возможной величиной этого вреда. Риск является мерой опасности. Риск - частота реализации опасностей, то есть это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Оценка рисков состоит во всеобъемлющем и систематическом выявлении опасностей и определении величины рисков. Общей целью оценки рисков является повышение уровня безопасности в различных сферах социальной жизни. Управление рисками в производственной сфере представляет собой систематическую работу по недопущению ухудшения условий труда на рабочем месте и обеспечению хорошего самочувствия персонала.
Управление рисками включает все меры, предпринимаемые для снижения и ликвидации рисков. Риск аварий (или опасных инцидентов) на опасном производственном объекте может быть классифицирован на основе матрицы рисков по трем классам с учетом данных. Методика позволяет выделять следующие классы рисков: класс 1 недопустимый риск (должен быть снижен перед выполнением или продолжением выполнения работы, использованием рабочего места, дальнейшей эксплуатацией опасного производственного объекта); класс 2 неприемлемый риск (необходима оценка целесообразности мер по снижению риска); класс 3 допустимый риск.
Риск имеется практически на каждом рабочем месте. Возможными причинами реализации опасности в нежелательные события обычно являются: - отсутствие ограждения, экранов, блокировок, исключающих случайный и преднамеренный контакт работников с источником риска; -несоответствие предохранительных, защитных устройств; -недостаточная скорость срабатывания механизмов защиты; -плохая освещенность; -несоответствующий микроклимат; -наличие вредных химических веществ, аэрозолей и пыли; -расположение оборудования вблизи других рабочих мест или маршрута движения работников; -несоответствующие средства индивидуальной защиты; -другие возможные причины и несоответствия.
Алгоритм анализа профессионального риска для защиты персонала от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на рабочем месте может быть представлен следующим образом: - идентификация опасностей (выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса); -определение возможных причин, приводящих к нежелательным событиям; -оценка риска (вероятность осуществления риска, определение масштаба последствий нежелательного события с учетом возможной тяжести инцидента и вреда здоровью человека, вывод о приемлемости или неприемлемости риска); -выбор и оценка средств защиты от каждого вида опасности; -оценка остаточного риска после внедрения системы защиты; -оценка системы защиты жизни и здоровья персонала в целом в соответствии с классом условий труда.
Для решения задач по обеспечению здоровья и безопасности в процессе трудовой деятельности согласно ГОСТ «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» рекомендуется использовать СУОТ, которая должна обеспечивать управление рисками в области, связанной с деятельностью организации, соответствовать политике организации и стремительно совершенствующемуся на всех уровнях менеджменту управления. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА - СУОТ СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность методов и средств управления, направленных на организацию обеспечения безопасности, сохранения жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан информировать работников о риске повреждения здоровья. Именно процедуры идентификации риска, основанные на глубоких знаниях технологии работ и процессов, позволяют выявить источники риска, все виды опасности на рабочем месте и обеспечить последующий качественный анализ воздействия опасных и вредных производственных факторов, источником которых являются производственные процессы. Например: ГОСТ Р ИСО Машины землеройные. Знаки безопасности. Общие принципы Стой на безопасном расстоянии от источника опасности!
В видах деятельности, где опасность является составной ее частью оценка риска осуществляется на основе доскональной оценки ситуаций и разработке средств управления ими. Так в армии США процесс менеджмента риска, включает пять следующих этапов: a)Идентификация опасных ситуаций; b)Оценка опасных ситуаций; c)Разработка средств управления и принятие решений по рискам; d)Внедрение средств управления; e)Осуществление надзора проведения оценки.
По данным американских ученых индивидуальный риск гибели по различным причинам, по отношению ко всему населению США приведен в таблице: Индивидуальный риск гибели по различным причинам в США в год (частота случаев в год): Автомобильный транспорт 3 х Падение 9 х Пожар и ожог 4 х Утопление 3 х Отравление 2 х Огнестрельное оружие и станочное оборудование 1 х Водный, воздушный транспорт 9 х Падающие предметы, эл. ток 6 х Железная дорога 4 х Молния 5 х Ураган, торнадо 4 х 10 -7
Спасибо за внимание!