Автор Фадеева Яна Николаевна, ученица 6 « В » Научный руководитель : Хмелевская Светлана Анатольевна, Научный руководитель : Хмелевская Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Цель проекта : понять, какое влияние оказало произведение « Мальчики » на моих одноклассников и на подростков в целом Задачи : 1. Прочитать произведение « Мальчики ». 2. Изучить биографию великого русского писателя. 3. Провести исследование среди подростков гимназии « Дмитров » на тему « Какое влияние оказало произведение классической литературы на мировоззрение подростков ».
Любимый детский возраст Достоевского дети до семи лет и дети двенадцати - тринадцати лет. О первых он говорит устами своего героя Ивана Карамазова так : « Дети, пока дети, до семи лет например, страшно отстоят от людей : совсем будто другое существо и с другой природой ». Двенадцать - тринадцать лет – возраст вполне ещё сохранивший самую младенческую, трогательную невинность и незрелость с одной стороны, а с другой – уже приобретший скорую до жадности способность восприятия и быстрого ознакомления с такими идеями и представлениями, о которых, по убеждению чрезвычайно многих родителей и педагогов, этот возраст даже представить себе будто бы ничего не может ». Достоевский о детях
При разработке плана части « Мальчики » Достоевский не выделял тему мальчиков и не придавал важного идейно - композиционного значения клятве после похорон Илюши. После составления плана писатель начал развивать давно интересовавшую его тему детей, которая в итоге вылилась в целую книгу. Из - за большого количества материала и использования тем и сюжетов из прежних замыслов : атеист Коля Красоткин рассказывает Алёше о безнравственном поведении мальчиков, обсуждает вопрос переустройства общества. В черновиках сохранились и несостоявшиеся разговоры Коли и Алёши, затрагивающие философские вопросы отсутствия добра, религиозные проблемы теории Дарвина. История создания глав « Мальчики »
Мальчика, который укусил за палец Алешу Карамазова, звали Илюша Снегирев. Началась эта грустная история с того момента, когда Коля Красоткин разорвал все отношения с Илюшей Снегиревым, а закончилась – смертельной болезнью и смертью Илюшечки. Кончается роман речью у большого камня : « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во - первых, Илюшечку, а во - вторых, друг об друге.»
Достоевский, на примере Коли Красоткина показывает, что подростки лет хотят показаться взрослее и опытнее, чем есть на самом деле. Это – общая беда всех рано повзрослевших мальчиков, и ещё одна беда – сосредоточенность на своей персоне, на том, как они выглядят со стороны, как к ним относятся взрослые. У хороших, не обязательно послушных мальчиков, такое самолюбование, самоуглубление проходит по мере того, как они взрослеют. Коля признается Алеше, что иногда ему кажется, что будто все над ним смеются, и тогда он мучает всех окружающих, « особенно мать ». Психологическая характеристика подростка лет.
Встречался ли ты с творчеством Ф. М. Достоевского ?
Понравилось ли тебе произведение « Мальчики » Ф. М. Достоевского ?
Почему Илюша Снегирев так переживает из - за Жучки ?
Как вы объясните поступок Коли Красоткина, когда он пришел к Илюше с найденной Жучкой ?
Как одноклассников сплотила чужая беда ? Как вы относитесь к чужой беде ?
Почему похороны Илюшечки и речь у камня помогают понять важность человечности и дружбы ?
Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое - нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства …. Ф. М. Достоевский 1. Я прочитала отрывок « Мальчики » полностью и подробно изучила детство и отрочество Ф. М. Достоевкого. 2. Провела анкетирование и узнала, что данное произведение оказало огромное влияние на детей нашей гимназии, особенно возраста лет. Они задумались о дружбе, порядочности, доброте, помощи друг другу. Когда мы в классе смотрели фильм « Мальчики », то не могли сдержать слез. Также мы написали сочинения по этому отрывку. Это произведение сплачивает и объединяет детей для совершения благородных поступков.
Список литературы 1. Н. И. Якушин « Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве » Издательство Москва « Русское слово » 2000 г., стр Н. Долинина « Предисловие к Достоевскому » Издательство « Детская литература », 1980 г. Стр Т. Ф. Курдюмова Литература Издательство Дрофа, 2016 г. 4. Ф. М. Достоевский Братья Карамазовы Издательство Дрофа и Вече, 2002 г html 7. svyazey-podrostka/vzaimootnosheniya-podrostkov-so-sverstnikami/ 8. a/znajte_zhe_chto_nichego_net_vishe Список литературы
Спасибо за внимание