БЛЕСК И НИЩЕТА ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специально для сайта «Учитель словесности» выполнил Голуб Кирилл Александрович.
Advertisements

О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи,
Гапочко Елена Константиновна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Гапочко Е.К., 2007.
Петербург Достоевского. Сенная площадь Гауптвахта.
Петербург Достоевского. Сенная площадь Литография. Середина 19 века.
Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» Основные причины преступления Родиона Раскольникова Родиона Раскольникова.
Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва.
ГЕРОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ НА УЛИЦАХ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА Кирилл Керстна, 11а.
Петербург Достоевского. Сенная площадь Литография. Середина 19 века.
Выполнила Смирнова Елена Александровна. В 1837 году Достоевский приехал в Петербург, и с этого момента жизнь его была связана с городом на Неве. В общей.
В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество- не только не отошли с уничтожением.
Выполнил: Ученик 10 «Б» класса. Ковин никита. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Затем её в русской литературе раскрывает.
Самое начало романа, Раскольников идет на " разведку ": « С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
Выполнил Тарасов Николай ученик 11 Б класса МОУСОШ 3 с. Дивное Руководитель Гаврилко Елена Викторовна Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 3 с.
Часть II «Улика» 1: Петербург –город «пышный» «Улика» 1: Петербург –город «пышный «Улика « 2: Петербург – город «желтый» «Улика « 3: Петербург –город «переступивший»
Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать. Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать Красивый город Река Нева Белые ночи Мосты Город рек и каналов.
Петербург – действующее лицо романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Суровая правда в изображении жизни «бедных людей»
«…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною». Ф.М.Достоевский.
Алина Эрик 11 А Дома Старого Петербурга.
Транксрипт:

БЛЕСК И НИЩЕТА ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В 60-х годах XIX века пятиэтажные дома в Петербурге, как правило, предназначались для среднего, малоимущего люда – это так называемые доходные дома (богачи в них не селились).

В XIX веке город рос в основном за счёт строительства так называемых Доходных домов. В солидных многоквартирных домах, которые появились в центре города, снимали огромные «барские квартиры» крупные чиновники, предприниматели и высшее офицерство.

Но в этих же домах селилась и беднота -ей сдавали полуподвалы, помещения под арками. Такие дома вырастали на Каменноостровском, на Большом проспектах Васильевского острова и Петербургской стороны, на Фонтанке, Мойке - словом по всему городу. Здесь работали такие крупные архитекторы, как Л. Бенуа, Ф.Лидваль, В. Щуко, В. Шретер, А. Белогруд, задача которых была объединить традиции города - «строгий, стройный вид» - с требованиями новой, деловой жизни, что им вполне удалось.

В архитектуре доходных домов ярко проявились социальные противоречия - и в планировке зданий и в контрасте между парадными фасадами и системой тесных. дворов - колодцев.. Планировка квартир в доходных домах отличалась большим разнообразием. Диапазон их размеров и комфортабельности был очень широк: от огромных «барских» квартир до скромных квартир в одну-три комнаты..

Когда Достоевский писал Преступление и наказание, он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли соединённых петербургских улиц и переулков, лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининскогоканала, возник перед ним образ бедногостудента Родиона Раскольникова. Когда Достоевский писал Преступление и наказание, он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли соединённых петербургских улиц и переулков, лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова.

В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо,- везде найдешь вино.

"...Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета". В литературе, посвященной петербургской топографии романа, указаны два адреса "дома" Сони: Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), 63 и 73. Дом Сони был типичным доходным домом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим. Так, Соня жила в "девятом нумере", на дверях которого было написано мелом : «Капернаумов портной».

«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»

"...вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов..." Первая фраза "Преступления и наказания" - это своего рода зерно романа, заключающееся в себе многие зачатки его смысла. Даже "деловое" обозначение "нанимал от жильцов" очень важно, ибо оно предстает не просто как точная информация, но как символ крайней неустроенности, неукорененности героя: у него не только своего дома нет, но он даже нанимает каморку у тех, кто сам не имеет своего дома и, в свою очередь, нанимает квартиру.

Почему же автор поселил своих героев именно в доходных домах? Авторы проекта: Иванова Ольга и Родичкина Ольга