Динамика развития вузов России Абанкина Ирина Всеволодовна Абанкина Ирина Всеволодовна – Директор Института развития образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики
Изменения структурной динамики в высшем образовании обусловлены: Направления модернизации в ответ на современные вызовы: - Изменения структурной динамики в высшем образовании обусловлены: - демографическим спадом; - изменениями правил приема в вузы (введение обязательного ЕГЭ) - изменением платежеспособного спроса; - усилением конкуренции вузов. Направления модернизации в ответ на современные вызовы: - Расширение академической автономии и самостоятельности университетов; - Переход от управления затратами к управлению результатами; - Увеличение доли программного и проектного финансирования; - Переход к среднесрочному финансовому планированию и ответственному финансовому менеджменту; - Переход к общественно-государственному управлению.
Прием в учреждения профессионального образования и выпуск из учреждений общего образования, тысяч человек
Распределение приема в учреждения профессионального образования по годам, %
Характеристика вузов Рособразования Количество вузов в РФ Количество государственных и муниципальных вузов в РФ Количество вузов Рособразования* В том числе: Классические университеты Технические и технологические вузы Педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы Экономические вузы, вузы права и сервиса Архитектурно-художественные вузы 8666 Вузы, расположенные на территории Российской Федерации (за исключением вузов государственной службы).
Динамика бюджетного финансирования вузов Рособразования
Соотношение среднемесячной зарплаты в образовании и экономике: 2002 – 65,9% 2009 – 71,5%
Начисленная заработная плата с учетом бюджетных и внебюджетных источников финансирования по вузам Рособразвоания в 2009 году
Динамика внебюджетных доходов в разрезе типов и отраслевой специализации вузов
Рейтинг регионов РФ по доходам вузов, подведомственных Рособразованию
Структура внебюджетных доходов вузов, подведомственных Рособразованию, 2006, 2007, 2008 гг.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ экстенсивный финансовый рост; концентрация финансовых ресурсов в крупных и сверхкрупных вузах; формирование вузов-гигантов; поляризация экономического позиционирования вузов; отставание институциональных реформ в вузах; несомасштабность сложившегося проектного менеджмента в крупных вузах росту финансовых ресурсов; слабая чувствительность вузов к внешним угрозам; замораживание развития кадрового потенциала.