ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ – КУЗЬМИЧЁВА Л.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – ПОСТОЯННОЕ ИЛИ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ СЛОВЕСНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ РЕБЕНКА, УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УНИЖЕНИЕ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, ОБВИНЕНИЕ ЕГО В ТОМ, В ЧЕМ ОН НЕ ВИНОВАТ, ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕЛЮБВИ, НЕПРИЯЗНИ К РЕБЕНКУ. К ЭТОМУ ВИДУ НАСИЛИЯ ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ ПОСТОЯННАЯ ЛОЖЬ, ОБМАН (В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ ДОВЕРИЕ К ВЗРОСЛОМУ), А ТАКЖЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕБЕНКУ ТРЕБОВАНИЯ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЕГО ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ: Отталкивание Игнорирование Изолирование Терроризирование Безразличие Эксплуатация Деградация
«ОТРАВЛЯЮЩУЮ ПЕДАГОГИКУ» ИЛИ КОМПЛЕКС ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К РАЗВИТИЮ ТРАВМИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ: РОДИТЕЛИ – ХОЗЯЕВА (НЕ СЛУГИ!) ЗАВИСИМОГО ОТ НИХ РЕБЕНКА. ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ, ЧТО ХОРОШО И ЧТО ПЛОХО. РЕБЕНОК НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ ГНЕВ. ЕСЛИ ОНИ СЕРДЯТСЯ – ВИНОВАТ ОН. РОДИТЕЛИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ. ДЕТСКОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ЖИЗНИ СОЗДАЕТ УГРОЗУ АВТОКРАТИЧНОМУ РОДИТЕЛЮ. РЕБЕНКА НАДО СЛОМИТЬ, И ЧЕМ РАНЬШЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ.
МЕТОДЫ, КОТОРЫМИ ДОБИВАЮТСЯ ПОСЛУШАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ, ОБМАН, ДВУЛИЧНОСТЬ, УВЕРТКИ, ОТГОВОРКИ,\ МАНИПУЛЯЦИИ, ТАКТИКА УСТРАШЕНИЯ, ОТВЕРЖЕНИЕ ЛЮБВИ, ИЗОЛЯЦИЯ, НЕДОВЕРИЕ, УНИЖЕНИЕ, ОПОЗОРИВАНИЕ – ВПЛОТЬ ДО ИСТЯЗАНИЯ, ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ВСЕГО ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.
«ОТРАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА» ФОРМИРУЕТ У ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И МИФЫ: ЛЮБОВЬ – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ; РОДИТЕЛИ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ – ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ РОДИТЕЛИ; ДЕТИ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ ДЕТИ; ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА ВРЕДНА, А НИЗКАЯ – ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ АЛЬТРУИСТАМИ; НЕЖНОСТЬ (СИЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ) ВРЕДНА ;
«ОТРАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА» ФОРМИРУЕТ У ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И МИФЫ: УДОВЛЕТВОРЯТЬ ДЕТСКИЕ ЖЕЛАНИЯ НЕПРАВИЛЬНО. СУРОВОСТЬ, ГРУБОСТЬ И ХОЛОДНОСТЬ – ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ; ЛУЧШЕ ПРИТВОРЯТЬСЯ БЛАГОДАРНЫМ, ЧЕМ ОТКРЫТО ВЫРАЖАТЬ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ; ТО, КАК ТЫ СЕБЯ ВЕДЕШЬ, ВАЖНЕЕ ТОГО, ЧТО ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ; РОДИТЕЛИ НЕ ПЕРЕЖИВУТ, ЕСЛИ ИХ ОБИДЯТ; РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ГОВОРИТЬ ГЛУПОСТИ ИЛИ БЫТЬ ВИНОВАТЫМИ; РОДИТЕЛИ ВСЕГДА ПРАВЫ, ОНИ НЕ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ.
ДОБРОСОВЕСТНОЕ СЛЕДОВАНИЕ ПРАВИЛАМ «ОТРАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ» ФОРМИРУЕТ ЗАВИСИМУЮ ЛИЧНОСТЬ С НИЗКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ, РИГИДНУЮ, С «УБИТОЙ ДУШОЙ», КОТОРАЯ, ВЫРАСТАЯ, САМА СТАНОВИТСЯ «ДУШЕГУБОМ». РОДИТЕЛИ СОВЕРШЕННО ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЕЛАЮТ ВСЕ ДЛЯ БЛАГА РЕБЕНКА, ПРИ ЭТОМ ЕГО КАЛЕЧА. ЗАКОНЫ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ НЕУМОЛИМЫ, И ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ОПЯТЬ, НО УЖЕ В НОВОМ ПОКОЛЕНИИ.
СРЕДИ РОДИТЕЛЬСКИХ МОТИВОВ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ: БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПЕРЕНЕСТИ НА ДРУГОГО УНИЖЕНИЕ, КОТОРОМУ ОНИ САМИ КОГДА-ТО ПОДВЕРГАЛИСЬ; ПОТРЕБНОСТЬ ДАТЬ ВЫХОД ПОДАВЛЕННЫМ ЧУВСТВАМ; ПОТРЕБНОСТЬ ОБЛАДАТЬ ЖИВЫМ ОБЪЕКТОМ ДЛЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ИМЕТЬ ЕГО В СОБСТВЕННОМ РАСПОРЯЖЕНИИ;
СРЕДИ РОДИТЕЛЬСКИХ МОТИВОВ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ: САМОЗАЩИТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОТРЕБНОСТЬ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕТСТВО И СОБСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОГМАТИЧЕСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ (ПЕРЕНОСА) РОДИТЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ НА СВОЕГО РЕБЕНКА; СТРАХ ПРОЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ У НИХ САМИХ КОГДА-ТО БЫЛИ ПОДАВЛЕНЫ, ПРОЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОНИ ВИДЯТ В СОБСТВЕННЫХ ДЕТЯХ, ТЕХ, ЧТО ДОЛЖНЫ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНЫ В САМОМ ЗАРОДЫШЕ;
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ВКЛЮЧАЕТ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ПСИХОЛОГИИ СУЩЕСТВУЮТ МОДЕЛИ ПРИЧИН НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ: ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ: 1.) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЗАМЕДЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. РЕБЕНОК НЕ СПОСОБЕН ПОНЯТЬ ЧУВСТВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ В ПРОЯВЛЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ: 2) ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА. РЕБЕНОК ВЫРАСТАЕТ С УВЕРЕННОСТЬЮ, ЧТО ОН ГЛУПЫЙ, УРОДЛИВЫЙ, НИ НА ЧТО НЕ СПОСОБНЫЙ И ЗАСЛУЖИВАЕТ ТОЛЬКО ПЛОХОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ. ПОВЗРОСЛЕВ, ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ИСКРЕННЕ УДИВЛЯЕТСЯ, КОГДА ВИДИТ, ЧТО КТО-ТО СЧИТАЕТСЯ С ЕГО МНЕНИЕМ И Т. П.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ: 3) ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ ОТНОШЕНИЙ. ЭТОМУ СПОСОБСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО СЛАБОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, НО И ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ. РЕБЕНОК ВО ВСЕМ ВИДИТ ТОЛЬКО ПОДВОХ, ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЖДЕТ, ЧТО ТОТ БУДЕТ НАД НИМ ИЗДЕВАТЬСЯ, ВЫСМЕИВАТЬ ЕГО И Т. П., ЖДЕТ АГРЕССИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СЕБЯ. ВСЕ ЭТО МЕШАЕТ ЕМУ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ.
ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ: ДЕПРЕССИЯ; НАРУШЕНИЯ СНА И АППЕТИТА; НЕМОТИВИРОВАННЫХ СТРАХОВ И ФОБИЙ; УЧАЩАТЬСЯ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ; ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ;
ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ: НЕМОТИВИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ; ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ; НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ЧРЕЗМЕРНАЯ ПАССИВНОСТЬ; ПОСЕЩЕНИЕ МЫСЛЕЙ О САМОУБИЙСТВЕ.
ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ: ТАКЖЕ ТАКИЕ ДЕТИ МОГУТ СТРАДАТЬ ОТ ТАКИХ ПРИВЫЧЕК, КАК СОСАНИЕ ИЛИ КУСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ И ГУБ, ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАТЬ ЧРЕЗМЕРНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ, А ИХ ПОВЕДЕНИЕ МОЖЕТ НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЗ-ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ТОРМОЗИТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, СТАВИТСЯ ПОД УГРОЗУ АДЕКВАТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ. ОН СТАНОВИТСЯ ЛЕГКО РАНИМЫМ, СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОУВАЖЕНИЮ. РЕБЕНОК РАЗВИВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНО БЕСПОМОЩНЫМ, ЛЕГКО ПОПАДАЕТ В КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И С БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ БУДЕТ ОТВЕРГАТЬСЯ РОВЕСНИКАМИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.МАЛКИНА-ПЫХ И. Г. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ. – М.: ИЗД-ВО ЭКСМО, – 960 С. 2. ОРЛОВ А. Б. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ, АСПЕКТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ. 2000, С
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!