Крестянская реформа 1861 г. Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам…» из речи Александра II

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна.
Advertisements

( в схемах, диаграммах, таблицах) Автор: учитель истории Остроумова С. П. МОУ Лесная средняя общеобразовательная школа Лесного района Тверской области.
Анастасия Мелехова 9 Б. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ Подготовила учитель истории МОУ СОШ 15 г. Балашова Соловова К. В.
«Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». ( Из речи Александра II перед московским дворянством 30 марта 1856 г.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Выполнила: ученица 8 класса Фиотович Светлана 2007г.
Подготовка крестьянской реформы 30 марта 1856 г. речь Александра I перед представителями московского дворянства 3 января 1857 г. – образован Секретный.
Россия накануне отмены крепостного права. Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается.
Крестьянская реформа 1861 г.. «… лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу». Александр II.
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 год. План Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Основные положения реформы. Значение отмены крепостного.
Крестьянская реформа 1861 год Прочитать параграф 20 Эссе на тему: «Мой проект отмены крепостного права»
Характерные черты крепостного права Прикрепление крестьян к земле феодала без права ее покидать Внешнеэкономическая эксплуатация крестьян: имея земли.
Тема урока: КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г. «..КРЕПОСТНОЕ ПРАВО НА КРЕСТЬЯН ОТМЕНЯЕТСЯ НАВСЕГДА» (АЛЕКСАНДР II)
Крестьянская реформа 1861 г.. План урока: I. Введение II. Основная часть урока: характеристика личности Александра II. Предыстория отмены крепостного.
Отмена крепостного права в России.. ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО! НО КАК ?
Крестьянская реформа: ее подготовка и содержание.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, другим – по мужику»
Александр II Крестьяне благодарят Александра II. Крестьянская реформа 1861 года План урока 1. Входной контроль. 2. Основная часть урока: Предпосылки и.
Отмена крепостного права в России Учитель истории ГБОУ СКО школы-интерната 79 VIII вида Попова Н.В.
Презентация к уроку: «Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.» учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 66 Черниковой Н.Л.
Транксрипт:

Крестянская реформа 1861 г. Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам…» из речи Александра II

План урока. Личность императора Александра II. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Основные положения реформы. Значение отмены крепостного права.

-власть монарха, ограниченная конституцией - -- коренной переворот в жизни общества - -отступник от официальной веры - -- переход от ручного труда машинным - -- платежи крестьян помещику деньгами или продуктами- - группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями - -политика устрашения насильственными мерами - -- общественное движение, служение народу - -- ничем не ограниченная власть монарха - -- натуральный налог народов Сибири и Севера-

Конституционная монархия Революция Еретик Промышленный переворот Оброк Сословия Терроризм Народничество Абсолютизм Ясак

Цель урока: знакомство с личностью Александра II; формирование представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснение основных положений реформы и значение отмены крепостного права;

Указ о «вольных хлебопашцах» 20 февраля 1803 г. Манифест о «трёхдневной барщине» 5 апреля 1797 г. Реформа управления гос. деревней и «указ об обязанных крестьянах»

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г. Это было одно из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К.К. Мердер, боевой офицер, награждённый за храбрость, проявленную под Аустерлицем, Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. С 1839 г. Он начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, где проявил себя приверженцем крепостнических порядков.

Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства: Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.

1. Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства; 2. Рост крестьянских восстаний; 3. Желание помещиков ликвидировать крепостное право; 4. Отсутствие свободных рабочих рук мешало дальнейшему развитию промышленности; 5. Европа смотрела на Россию, как на страну, где существует рабство, поэтому необходимо было поднимать авторитет страны; 6. Поражение в Крымской войне. Причины отмены крепостного права

Подготовка крестьянской реформы 30 марта 1856 г. речь Александра I перед представителями московского дворянства 3 января 1857 г. – образован Секретный комитет Октябрь 1857 г. адрес В.И.Назимова (освобождение крестьян без земли) 20 ноября 1857 г. – рескрипт В.И.Назимову (освобождение с землей за выкуп) Февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный (председатель – Константин Николаевич) Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий (председатель – Я.И.Ростовцев)

ЦЕЛИ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Введение крестьянского самоуправления

Основные положения реформы I.Личное освобождение крестьян Помещику нельзя:Крестьянину можно: покупать,вступать в брак без согласия продавать,помещика; дарить,заниматься промыслами и торговлей; завещать;переходить в другие сословия; ссылать на каторгу крестьян. поступать на военную службу; поступать в учебные заведения. Вывод: крестьянин переставал быть собственностью помещика. Вывод: бывшие крепостные крестьяне получали гражданские права, уравнивались в правах с государственными крестьянами.

Размер крестьянского надела. Размер крестьянского надела. Россия Нечерноземная полоса Черноземная полоса Степная полоса максимальный минимальный отрезки помещику % надела Надел, которым пользовались крестьяне до реформы Размер надела колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Выкупная суммаВ 1,5 раза > реальной стоимости земли 20% крестьяне платили сами 80 % государственная ссуда выплатил не выплатил свободен Временнобязанный ( несет повинности) Крестьяне должны возвратить 49 лет Начисление 6% годовых Порядок совершения выкупной сделки

Основные положения реформы Мировой посредник- человек из местных дворян, назначаемый Сенатом, осуществляющий контроль за исполнением условий уставной грамоты и решение споров между помещиком и крестьянами. Мировой посредник- человек из местных дворян, назначаемый Сенатом, осуществляющий контроль за исполнением условий уставной грамоты и решение споров между помещиком и крестьянами. ГУБЕРНАТОР КОНТРОЛЬ ВОЛОСТНОЙ СТАРШИНА ВОЛОСТНОЙ СХОД СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА СЕЛЬСКИЙ СХОД ДОМОХОЗЯЕВА МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК

Значение отмены крепостного права Прогрессивные черты Отрицательные черты 1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок быстрому экономическому развитию страны. Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ. 2. Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой согласно закону он не мог.

Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства? Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства?

Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину, Другим - по мужику. Как вы понимаете эти строки Некрасова? Н.А.НЕКРАСОВ

Отпустили крестьян на свободу Девятнадцатого февраля, Только землю не дали народу: Вот вам милость дворян и царя.