Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Advertisements

Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область.
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Обучение рассказыванию как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи Плотникова Ирина Васильевна Учитель-логопед «МОУ Прохоровская.
Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко.
Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) Презентация опыта работы Подготовила Быкова.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Транксрипт:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.

Актуальность. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, адекватно воспринимать и воспроизводить тексты – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. При ОНР нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. Отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Краткий обзор авторских технологий по развитию связной речи детей с ОНР. Лалаева Р.И. предлагает следующую последовательность формирования связной речи. Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ по сюжетной картине. Пересказ без опоры на картину. Рассказ по серии сюжетных картин. Рассказ по сюжетной картине. Самостоятельный рассказ. Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу.Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

В пособии Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада", на которую мы опираемся, как на программу, связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексико-грамматических категорий, т. е. нет отдельного занятия по развитию связной речи. В программе также не указаны произведения, картины, серии картин, по которым должно вестись обучение. В программах массового детского сада, такие как "Радуга", "Детство", "Развитие", даны произведения, но они очень сложны для пересказа детьми с нарушением речи. В программе М. А. Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду", по которой работали все дошкольные учреждения нашей страны, для пересказа предлагаются в основном сказки. Нет достаточного количества адаптированных картин, серий картин, по которым должно вестись обучение детей с нарушением речи. Все это создает определенные трудности по развитию связной речи детей с речевыми недостатками.

Психологические аспекты. Дошкольный возраст характеризуется изменением мыслительной деятельности детей: переход от наглядно – образного мышления через наглядно – действенное к словесно – логическому. Использование образов рассказа в сочетании с практической творческой деятельностью детей – эффективный способ развития связной речи. Рисование, лепка, аппликация органично сочетаются с работой над пересказом (или рассказом). А создание мотива для общения повышает интерес и активность детей дошкольного возраста.

III.Радость общения. «Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться; но свяжите с картинками 20 таких слов и – ребенок усвоит их на лету» К.Д.Ушинский.

Задачи. - Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения. - Формирования навыков построения связных монологических высказываний (усвоение норм построения высказывания, формирование навыка планирования, обучение лексико – грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка). - Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. - Активизация и развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления). -

Методы обучения. Пересказ. Рассказ (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.). Творческий рассказ.

Пересказ. *Совершенствуется структура речи, произношение. *Усваиваются нормы построения отдельных предложений и целого текста. *Обогащается и активизируется словарь. *Развивается воображение, память, внимание. *Воспитывается «чувство языка». *Воспитывается внимание к лексико – грамматической и синтаксической сторонам речи.

Виды творческих заданий. Игры – драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядных схем, компьютера). Рисование, лепка, аппликация на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным работам (Изображение персонажа или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание). Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений. Составление «творческого пересказа» с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложение событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.