Научно-исследовательская работа студента на тему: Работу выполнила студентка гр. УК-15-1 бзу Брыкова Анна Александровна
Цель работы: Изучение проблем реализации принципов TQM на российских предприятиях Задачи исследования: 1. Изучить основные понятия и значение принципов TQM; 2. Охарактеризовать современное состояние реализации принципов TQM на российских предприятиях Объект исследования: Современное состояние реализации принципов TQM на российских предприятиях. Цели и задачи работы
TQM - подход к руководству предприятием, нацеленный на качество, который основывается на участии всех членов и направляется на достижение долговременного успеха за счёт удовлетворения потребностей потребителя и выгоды для всех членов предприятия и общества.
Эти принципы менеджмента на основе качества создают базу для стандартов на СМК (система менеджмента качества), входящие в ISO Принципы TQM: Ориентация на потребителя; Лидерство руководителя; Вовлечение работников; Процессный подход; Системный подход к менеджменту; Постоянное улучшение; Принятие решений, основанное на фактах; Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
1. Постоянство цели; 2. Новая философия; 3. Покончите с зависимостью от массового контроля; 4. Покончите с практикой закупок по самой низкой цене; 5. Улучшайте каждый процесс; 6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров; 7. Учредите лидерство; 8. Изгоняйте страхи; 9. Разрушьте барьеры; 10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов; 11. Устраняйте произвольные количественные нормы и задания; 12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своей работой; 13. Поощряйте стремление к образованию; 14. Вовлеченность высшего руководства и его действия
1 принцип – Постоянство цели Ситуация в России: Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами.
2 принцип – Новая философия Ситуация в России: Новая философия отсутствует на уровне как страны, так и большинства компаний. Философия TQM известна лишь немногим компаниям, которые формируют свою миссию, ценности, руководящие принципы.
3 принцип – Покончите с зависимостью от массового контроля Ситуация в России: Инспекция качества сегодня практически единственный метод обеспечения качества. Статистические методы не усвоены, применяются крайне редко, кружки и группы качества применяются редко, вовлечение руководства и персонала невысокое.
4 принцип – Покончите с практикой закупок по самой низкой цене Ситуация в России: В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок взятки, взаимозачет как способ перекачки доходов. Не ведут реестры одобренных поставщиков, не объявляют тендеры.
5 принцип – Улучшайте каждый процесс Ситуация в России: Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически не применяются. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты положительные.
6 принцип – Введите в практику подготовку и переподготовку кадров Ситуация в России: Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема чему учить и кто будет учить. Программы обучения зачастую носят случайный характер, не выстроены под стратегические цели компаний.
7 принцип – Учредите лидерство Ситуация в России: Лидеры в российском менеджменте есть, но, как правило, только на высшем уровне. Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто. Часто управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов.
8 принцип – Изгоняйте страхи Ситуация в России: Противоречие устных приказаний и письменных инструкций. Суровость законов смягчается необязательностью их исполнения.
9 принцип – Разрушьте барьеры Ситуация в России: В России часто не просто барьеры, а идут войны местного значения. Конструкторы воюют с технологами и производственниками, снабженцы почти со всеми остальными подразделениями и т.д. В первую очередь нужно наладить качественную и конструктивную работу между подразделениями.
10 принцип – Откажитесь от пустых лозунгов и призывов Ситуация в России: Нецелесообразно обращаться к исполнителям, когда их доля в проблемах 415%, а за остальное отвечает менеджмент и построенная им система. Но когда вовлеченность персонала в систему качества невысокая, и соответственно более 50% проблем качества доля исполнителей, призывы и лозунги нужны как средство вовлечения персонала в систему непрерывного улучшения качества.
11 принцип – Устраняйте произвольные количественные нормы и задания Ситуация в России: У нас нормы, квоты, допуски, требования имеют еще один недостаток, хотя то, о чем пишет Э. Деминг, присутствует в полной мере. Служащие находятся в постоянной борьбе с менеджерами за границы норм и допусков, они стремятся сделать их мягче. Поражение менеджеров в борьбе за улучшение показателей качества и производительности очевидно.
12 принцип – Дайте сотрудникам возможность гордиться своей работой Ситуация в России: Дайте сотрудникам возможность трудиться. Не меняйте им задание, пока они не выполнили предыдущее, не переставляйте их с места на место. Обеспечьте материалами, инструментами, приспособлениями.
13 принцип – Поощряйте стремление к образованию Ситуация в России: Прежде всего, нужно начать учиться самим менеджерам. Менеджерам необходимо поощрять в себе стремление к самообразованию и самоусовершенствованию. Нужно быть примером для работников.
14 принцип – Вовлеченность высшего руководства и его действия Российские руководители компаний должны понять важную мысль: выше денег источник денег. А источник денег это потребители, их интересует высокое качество продукции при доступных ценах.
Главная методическая проблема, чаще всего не осознаваемая руководством российских компаний состоит в том, что единственное ясное предложение, которое они имеют, - это стандарты ИСО семейства 9000; На российских предприятиях, за редким исключением, отсутствуют подготовленные к работе в новых условиях команды компетентных руководителей Главная методическая проблема, чаще всего не осознаваемая руководством российских компаний состоит в том, что единственное ясное предложение, которое они имеют, - это стандарты ИСО семейства 9000; На российских предприятиях, за редким исключением, отсутствуют подготовленные к работе в новых условиях команды компетентных руководителей
Внедрение TQM в России, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых – наследство советского прошлого, другие – объективная реальность настоящего. Успех и реализация потенциала российского бизнеса в первую очередь зависит от адекватного восприятия происходящего всеми участниками процесса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ