«Образы солнца, огня в литературе, живописи, музыке» Выполнил Ученик 8 «А» класса Боровской СОШ 1 Ширшов Сергей
Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна. Еще тогда огонь имел своё сакральное значение – он символизировал власть, силу, энергию и страсть. Солнце же имело более мягкое значение – оно знаменовало начало нового дня, так что его традиционно считали символом жизни.
Образ солнца и огня в живописи В изобразительном искусстве трактовка образа огня различна – в некоторых он выступает символом спасения, надежды и тепла, в некоторых же символом разрушения и погибели. На картине И. К. Айвазовского «Чесменский бой» мы видим одну из величайших побед русского флота. Но какой ценой она досталась! Ни одна деталь картины не выражает триумфа победителя. Ночь, тучи дыма над бухтой и огонь, пирующий на побежденных кораблях и сжигающий противников дотла. На этой картине огонь олицетворяет смерть и поражение.
На картине С. Ефошкина «Ночные стражи» тлеющий костер словно оберегает сидящих вокруг него стражников от бед и хранит тайну их разговора. Он играет роль некого катализатора, без которого атмосфера картины была бы передана не полностью. Здесь его образ прямо антагонистичен образу огня на картине Айвазовского, где царит хаос и разрушение.
Винсент Ван Гог был известен своими смелыми экспериментами в живописи. Его «Подсолнухи» словно маленькие солнышки дарят тепло и свет, и неважно, что они срезаны и стоят в вазе. На другой картине художника, «Оливковые деревья» солнце занимает добрую половину неба, его свет словно обволакивает небеса и балует изнеженные прекрасные оливковые деревья.
Образ солнца и огня в литературе В первую очередь вспоминается различная литература средних веков, например готические романы. Электричества не существовало, и огонь был основным средством отопления и освещения. С одной стороны, нам представляется храбрый средневековый рыцарь верхом на коне с факелом в руках, и войско, ждущее приказа своего командира и готовое к подвигам. Очень воодушевляющая картина, недаром же средневековье называют мрачным. Но этот самый факел потом бросается рыцарем в хлипкое окно деревянного домика. Дым, языки пламени, нечеловеческий женский крик. Во всех видах искусства огонь представляется стремительной разрушающей субстанцией, которая, однако, может стать полезной и обезопасить того, кто ее приручил. Образ солнца в литературе наиболее ярко раскрыт в поэзии серебряного века. Стихи Бальмонта, Блока, Тютчева рассматривают солнце с двух сторон. Первая – символ жизни, света и тепла, а вторая – символ перемен. Восход солнца – это начало нового дня, несущего что-то новое, доселе не виданное.
Образ солнца и огня в музыке Образ огня своей симфонией «Прометей» раскрыл великий русский композитор А.Н. Скрябин. В древнегреческом мифе титан Прометей украл с Олимпа огонь и принес его людям. В наказание за поступок титана Зевс приказал приковать Прометея к скале, и каждый день к нему должен был прилетать орел, призванный выклевывать ему печень. Скрябина вдохновили идеи смелости, желания сделать что-то на благо другим, принципиальности. В симфонии огонь представляется не как разрушитель или хранитель, а как ценный дар, преподнесенный людям в обмен на вечные страдания: когда-то в будущем от него сравняются с землей целые города, когда-то он унесет тысячи жизней. Но взамен на это даст людям тепло и свет. Нет ни одной мировой культуры, в которой бы солнце ассоциировалось бы с чем-то неприветливым и недружественным. Тема солнца хорошо раскрыта не только в классических музыкальных произведениях, но и в композициях современных коллективов. Во всех музыкальных произведениях солнце знаменует начало нового дня, новой жизни, выступает символом развития и перемен. Его ласковые лучи вселяют любовь и надежду в каждого, заставляют верить в себя и свою значимость, ведь солнце освещает путь великих деятелей.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ