Концепции понимания государства. Работу выполняла:
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.
Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен, Мерсье и др.). Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен, Мерсье и др.). Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Теологическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя. Теологическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя. Фома Аквинский
Достоинства данной теории: Достоинства данной теории: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Жак Маритен
Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель ( до н. э.). Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель ( до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть. Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть. Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Филмер
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории: Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории: - монарх является отцом всего народа; - монарх является отцом всего народа; - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: * способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; * способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; * культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). * культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Михайловский
Договорная теория возникновения государства Теория общественного договора или естественно- правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись: Теория общественного договора или естественно- правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций ( ) - голландский мыслитель и правовед; Гуго Гроций ( ) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк ( ), Томас Гоббс ( ) - английские философы; Джон Локк ( ), Томас Гоббс ( ) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье ( ), Дени Дидро ( ), Жан-Жак Руссо ( ) - французские философы- просветители; Шарль-Луи Монтескье ( ), Дени Дидро ( ), Жан-Жак Руссо ( ) - французские философы- просветители; А.Н. Радищев ( ) - русский философ и писатель-революционер. А.Н. Радищев ( ) - русский философ и писатель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Гуго Гроций
Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем: Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по- разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие «золотой век» и т.п.); - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по- разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Джон Локк
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность: Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность: - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. Шарль-Луи Монтескье
Материалистическая или экономическая теория возникновения государства Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. К. Маркс