О подвигах, о доблести, о славе… Презентацию подготовили ученики 5 «А» класса Епифанов Иван, Красавин Михаил, Хохлов Алексей. Учитель Маркина Татьяна Васильевна
«Александр Невский». Кантата Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна
Родился князь Александр 30 мая 1220 года в Переславле - Залесском. Прозвище « Невский » получил после победы над шведами в 1240 году (Невская битва). 5 апреля 1242 года произошло «Ледовое побоище» – битва с немецкими рыцарями. Одержав победу, русские заставили Ливонский орден запросить мира. Мирный договор был заключен в 1243 году.
Сергей Эйзенштейн - режиссёр фильма «Александр Невский». Фильм вышел на экраны кинотеатров страны в 1938 году. Это был рассказ о победе русского народа над иноземными захватчиками.
Музыку к фильму написал советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Фильм имел колоссальный успех. Он натолкнул Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату.
Кантата - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический оркестр. В музыке Прокофьев отобразил героическую борьбу дружины князя с рыцарями- крестоносцами. В кантате воплотились лучшие черты творчества Прокофьева универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно- изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю.
В кантате 7 частей: 1. «Русь под игом монгольским» 2. «Песня об Александре Невском» 3. «Крестоносцы во Пскове» 4. «Вставайте, люди русские» 5. «Ледовое побоище» 6. «Мертвое поле» 7. «Въезд Александра во Псков»
«Русь под игом монгольским» короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические поповки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.
В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные За нашу землю честную.
Центр кантаты грандиозная картина «Ледового побоища».
Шестая часть - «Мертвое поле» - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача - причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Это одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева. Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. Я пойду по полю белому, Полечу по полю светлому. Поищу я славных соколов, Женихов моих - добрых молодцев.
«Въезд Александра Невского во Псков» - победно- патриотический финал - отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора завершает кантату. На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!
Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
Спасибо за внимание