Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Тучка Утёс
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучкаутёс Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.)
Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов (ассоциативный анализ)
Молодость, радость бытия тучка легкая светлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная
Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучкаутёс Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лёгкая Подвижная Легкомысленная Светлая Молодость Беззаботность Солнце Чистое небо Радость бытия (и т.д.) Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.) Тяжёлый Тёмный Неподвижный Несчастный Старость Разлука Одиночество Слёзы (и т.д.)
Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приёмы Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза (основа всей художественной системы) туч Ка (уменьш.) – утёс-великан Умчалась – стоит Весело – одиноко Играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты (делают образы более яркими) Тучка золотая Весело Утёс-великан Влажный след Старый одиноко
Олицетворения (переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утёса Умчалась … весело играя … в морщине старого утёса Одиноко он стоит … плачет
Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утёса. Одиноко // Он стоит…
О чём стихи? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни
Алгоритм анализа 1. Семантический анализ 1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым – 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа
2. Анализ изобразительных средств Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.