жанр портрета в культуре разных времен
Портрет - жанр изобразительного искусства, несущий в себе неповторимые черты какого-либо человека. Для профессионального художника важный момент – передать не только видимое сходство с живой моделью, но и раскрыть индивидуальный внутренний мир человека, его душу. Древний Египет Первые значительные образцы портрета встречаются в древнеегипетской скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно- магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» человека (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы портреты царицы Нефертити. Неизвестный мастер. Статуя Нофрет, IV династия.
Древняя Греция У древних греков долгое время портрета не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, это были идеальные фигуры атлетов, выполненные по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. Только в V веке до н. э. у греков появились настоящие портретные гермы и статуи, в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Лисипп Лисипп. Портрет Сократа, III в. до н. э. Сократа
Портрет Возрождения Перелом в портретном искусстве наступил в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей и поэтому он вышел на первый план в искусстве. В Италии портрет воскресили прежде всего скульпторы Мино да Фьезоле, Лука делла Роббиа, Донателло и др. ч.п. Они быстро достигли блестящих результатов в своём стремлении воспроизводить человеческие лица согласно с действительностью, определенно выражать характеры и соблюдать благородство стиля. Другой важный компонент развития портрета возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Дама с горностаем, Леонардо «Портрет Бальдассаре Кастильоне», Рафаэль Мона Лиза, Леонардно
Портрет XVIII века С исходом XVII века манерность и условность помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Заказчик как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры(портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см). Такая ситуация с частным портретом сохраняется до 1850-х годов появляется доступная практически всем слоям общества фотография. Жан-Батист Шарден, «Автопортрет» Николас Хиллиард, Портрет неизвестного А. И. Черный, портрет графа Г. Г. Орлова. Медь, эмаль. 7,2 × 5,3. Томас Гейнсборо Голубой мальчик
Спасибо за просмотр!