Организация транспортного хозяйства 1. Виды транспорта в системе транспортного хозяйства 2. Выбор и расчет транспортных средств 3. Технология и организация транспортных работ
1. Виды транспорта в системе транспортного хозяйства
Транспорт общего пользования - обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Охватывает железнодороюжный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Транспорт общего пользования - обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Охватывает железнодороюжный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт и транспортные средства нетранспортных предприятий. Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт и транспортные средства нетранспортных предприятий. По назначению выделяют 2 основные группы транспорта:
Сравнение использования транспорта общего пользования
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ Преимущества:Недостатки: высокая маневренность регулярность и высокая скорость поставки грузов менее жесткие требования к упаковке товара доставка продукции без промежуточных перегрузок доставка продукции непосредственно со склада отправителя до склада получателя небольшие кап. вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния возможность использования рекламы низкая производительность труда высокая себестоимость перевозок (плата взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля) малая грузоподъемность и перевозная способность срочность разгрузки возможность хищения груза и угона автотранспорта трудности перевозки из-за плохих дорожных условий
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Преимущества:Недостатки: возможность доставки груза на большие расстояния регулярность перевозок эффективность погрузочно- разгрузочных работ большая грузоподъемность и вместимость сравнительно низкая стоимость перевозок беспрепятственная доставка при любых погодных условиях и независимо от времени суток высокие показатели использования пути и подвижного состава низкая маневренность особые меры предосторожности при упаковке и хранении опасность повреждения грузов большие кап. вложения на сооружение постоянных устройств и затраты металла на 1 км. пути
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ - самый крупный перевозчик в международном масштабе, обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов. Преимущества:Недостатки: имеет низкую себестоимость перевозок на дальние расстояния неограниченная (очень высокая) пропускная и провозная способность более высокая (чем на речном транспорте), скорость движения небольшие кап. вложения в устройство пути низкие грузовые тарифы низкая скорость жесткие требования к упаковке и креплению грузов малая частота отправок зависимость от географических и навигационных условий необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ Преимущества:Недостатки: высокая провозная способность на глубоководных реках невысокая себестоимость перевозок небольшие кап. затраты на организацию судоходства по водным путям самый дешевый вид транспорта при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км низкие грузовые тарифы малая скорость доставки низкая доступность в географическом плане, обусловленная конфигурацией водных путей, неравномерность глубин рек сезонность работы.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ Преимущества:Недостатки: высокая скорость доставки большая дальность беспосадочного полета более короткие маршруты следования возможность достижения отдаленных и труднодоступных районов высокие грузовые тарифы и себестоимость (используется в основном для перевозки пассажиров) зависимость от метеоусловий (снижает надежность графика поставки) малая грузоподъемность.
Использование разных видов транспорта для транспортировки различных грузов Железнодорожн ый Авто ВодныйВоздушный Трубопроводн ый Уголь Зерно Химикаты Лес Автомобили Руда Одежда Бумажные товары Компьюте ры Книги Свежие фрукты Живой скот Бензин Химикаты Руда Бокситы Зерно Цветы Скоропортя щиеся продукты Инструмент ы Срочные запасные части Срочная почта Нефть Природный газ Угольная пульпа Вода
Сравнительная характеристика различных видов транспорта Вид Стоимость на милю Скорость поставки Частота поставок Стабильность графика поставок Гибкость обработки груза Месторасп оложен ие Водный Железнодоро южный Авто Трубопроводн ый Воздушный Обозначения: 1. очень низкая эффективность; 2. низкая эффективность; 3. средняя эффективность; 4. хорошая эффективность; 5. очень хорошая эффективность.
Транспорт необщего пользования (транспортное хозяйство предприятия)
по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта; по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта; в зависимости от назначения и места действия – внешний (железнодороюжный, автомобильный) и внутренний; в зависимости от назначения и места действия – внешний (железнодороюжный, автомобильный) и внутренний; в зависимости от места перемещения грузов – напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т.п.) и подвесной (электротали, конвейеры, кран-балки); в зависимости от места перемещения грузов – напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т.п.) и подвесной (электротали, конвейеры, кран-балки); в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.); в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.); по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны, канатные и монорельсовые дороги); по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны, канатные и монорельсовые дороги); по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные; по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные; по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов. по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов. Виды транспортных средств предприятия (транспорт необщего пользования):
железнодороюжный транспорт с подъездными путями и депо, железнодороюжный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д. водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.
транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты и др.), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты и др.), ремонтные предприятия, ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи. средства автоматики, телемеханики и связи. Материально-техническая база транспорта включает в себя:
На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера. Организация транспортного хозяйства предприятия
планирование всех перевозок и грузовых работ, планирование всех перевозок и грузовых работ, организация производства перевозок, организация производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства. учет работы транспортного хозяйства. Функции транспортного цеха (отдела)
Частота отправлений груза, Частота отправлений груза, Объем грузооборота, Объем грузооборота, Габариты и физико-химические свойства грузов, Габариты и физико-химические свойства грузов, Объем производства, Объем производства, Расстояния и состояние дорог, Расстояния и состояние дорог, Направления перемещения грузов и способы их погрузки и выгрузки, Направления перемещения грузов и способы их погрузки и выгрузки, Назначение транспорта, Назначение транспорта, Конструкции и планировки зданий, Конструкции и планировки зданий, Рельеф территории завода. Рельеф территории завода. При выборе вида транспортных средств необходимо учитывать такие условия, как:
должен соответствовать конкретным условиям производства должен соответствовать конкретным условиям производства обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта. обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта. предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. Выбранный вид транспортных средств:
часовой производительности транспорта, часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. среднетехнической скорости и др. Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей:
3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ
предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль. соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль. Комплексная технология производственного процесса
1. Составляется транспортно- технологическая схема производственного процесса. На ней графически изображаются все процессы (операции) и указывается последовательность их выполнения. 2. Устанавливается состав отдельных операций по грузопотокам. 3. Разрабатывается транспортно- технологический процесс. Разработка комплексной технологии производственного процесса:
типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т.д. маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т.д. Основные технологические документы:
1. производственной программы (план перевозок), 2. объемов погрузочно-разгрузочных работ, 3. количества транспортных средств и механизмов, 4. численности рабочих, 5. фонда заработной платы, 6. сметы затрат 7. других показателей работы транспортного хозяйства. План работы транспортного хозяйства с разбивкой основных показателей по месяцам предусматривает расчет:
Составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, роду грузов и виду транспортных средств. Грузооборот – общая масса грузов, транспортируемых на заводе за определенный период (сутки, месяц, год). Грузооборот – общая масса грузов, транспортируемых на заводе за определенный период (сутки, месяц, год). Грузопоток – объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктом погрузки и выгрузки или через данный пункт за отдельный период времени. Грузопоток – объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктом погрузки и выгрузки или через данный пункт за отдельный период времени. План перевозок
Грузооборот равен сумме всех грузопотоков по заводу. Объем транспортных работ по заводу (грузооборот) определяется на основании: данных о количестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры данных о количестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры внутризаводских перемещений в процессе использования внутризаводских перемещений в процессе использования объемов производства объемов производства норм расхода материалов с учетом условий производства. норм расхода материалов с учетом условий производства. Грузооборот
тип и структуру парка транспортных и подъемно- транспортных машин, тип и структуру парка транспортных и подъемно- транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия – маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств. вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия – маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств. По грузообороту и грузопотокам устанавливают:
1. Внешние (отправления и прибытия) Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) планируются и осуществляются предприятиями совместно с железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) планируются и осуществляются предприятиями совместно с железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. 2. Внутренние (межцеховые, внутрицеховые). Внутренний грузооборот определяется типом производства по объему межцеховых перевозок. Внутренний грузооборот определяется типом производства по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д., а также вывоза готовой продукции и отходов. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д., а также вывоза готовой продукции и отходов. Различают грузопотоки и грузообороты:
Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода. В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода. Планирование грузопотоков
1. Анализ использования транспортных средств, обслуживающих предприятие оптовой торговли: определение динамики изменения объема перевозок и удельного веса перевозок определение динамики изменения объема перевозок и удельного веса перевозок анализ технико-эксплуатационных показателей работы автотранспорта при перевозке продукции анализ технико-эксплуатационных показателей работы автотранспорта при перевозке продукции определение неравномерности вывоза и ввоза продукции на складской комплекс за определенный период времени (квартал, месяц) определение неравномерности вывоза и ввоза продукции на складской комплекс за определенный период времени (квартал, месяц) определение возможности по погрузочным работам на складском комплексе и выгрузочным у потребителя определение возможности по погрузочным работам на складском комплексе и выгрузочным у потребителя 2. Определение постоянных, сезонных и временных потребителей продукции с описанием их характеристик. 3. Определение и согласование суточного объема поставок продукции путем деления годовой потребности потребителей на число дней в году. 4. Составление карты дислокации потребителей, предприятий оптовой торговли и автотранспортных предприятий. 5. Определение расстояний перевозки груза (с предприятия оптовой торговли до потребителей) 6. Группировка потребителей по направлениям и величине поставок 7. Обоснование и выбор типа подвижного состава для перевозки продукции 8. Рассчет рационального маршрута Этапы планирования внешних перевозок: