Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.» Выполнил: студент гр.121ЭПб Майер Андрей г.
Воспитательная роль литературы вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, по - прежнему остается актуальной. Русская литература по своей внутренней устремленности всегда была нравственной. В произведениях одних авторов мы встречаем православные образы ; тексты других писателей вроде бы не касаются церковных тем, « но их произведения пронизаны духом нравственности, их мировоззрение, их понимание добра и зла совпадают с христианской картиной мира. Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры » Безусловно, в настоящее время литература помогает пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно - общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была « единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа …» Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего - либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что современный человек мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих. Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. " Возлюби ближнего своего, как самого себя ", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.
Таким образом, мы постарались доказать, что русская литература играет важную роль в духовно - нравственном развитии ученика. Но должна ли литература воспитывать. Данный вопрос можно принять за риторический. Будучи школьным предметом, литература неизбежно включается в осуществление воспитательного воздействия общества на подрастающее поколение. Духовно - нравственное и патриотическое воспитание на уроках литературы всегда волновало учителей - словесников. Восприятие школьником литературного произведения достаточно сложный творческий процесс, который опосредован эстетическим, жизненным, читательским и эмоциональным опытом ребенка. Такие категории, как патриотизм, гражданственность, семья, уважение к окружающим, трудолюбие, стремление к познанию и др., необходимы подрастающему поколению. Мы убеждены, что многие нравственные и духовные ценности, которые были важны в прошлом, востребованы и в наши дни. Одним из важнейших источников духовности и нравственности русских людей является литература. Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей. Духовно - нравственное и патриотическое значение литературы не определяется непосредственной проповедью в ней нравственных и патриотических идей, подобно тому как ее этическое значение не определяется какими - либо заключающимися в литературных произведениях моральными истинами.
Спасибо за внимание