Методический совет
Материал подготовила учитель русского языка и литературы Рогожникова Е.В.
« Для того чтобы человек мог соответствовать своей роли венца природы и выполнять историческую миссию на земле и в космосе, он должен быть здоровым ». И. И. Брехман
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей».
По яблоку в день – и доктор не нужен. «В здоровом теле здоровый дух». «Отдых – это перемена занятий», «Здоровье женщины – здоровье нации». «Пешком ходить - долго жить». «Воздух, солнце и вода – три кита здоровья». «Хороший смех оздоравливает душу». «Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём». «Улыбка – лучшая таблетка».
Чтобы формировать ценности здоровья учащихся через содержание уроков целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: « Что такое здоровье » ; « Что может человек – что могу я? »; « А мир прекрасен если …»; « Мое поведение и мое здоровье » и т.д.
На уроках русского языка использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие: здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.
С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока « Информация к размышлению » или « Знаете ли вы? » Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.
Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:.
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
урока русского языка в 9 классе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными Пятнадцатое декабря. Классная работа.
Словарный диктант. Адреналин, адаптация организма, аппендицит, антибиотики, валериана, вирусы, инфекционные заболевания, грипп, инстинкт, витамины, гемоглобин, иммунитет, гимнастика.
Укрепляйте свой иммунитет, который обеспечит вашему организму сопротивляемость, невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. 2. Составьте предложение с несколькими словарными словами
– человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением.
Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его. (А. Скрябин). 1.
Предложения появляются на экране, дети заменяют в них причастные обороты на придаточные определительные.
1.Девушка, безжалостно замазывающая природное очарование и свежесть толстым слоем косметики, напоминает клоуна на манеже или куклу. 2. Угнетающее впечатление производит молодой человек, волочащий ноги по земле, предпочитающий мягкий диван теннисному корту, футбольному полю, увлекательному турпоходу.
На экран подаются поочередно предложения, дети их читают, дают характеристику по плану и составляют схемы этих предложений в тетрадях и на доске.
1. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, которая даёт заряд бодрости на весь день. 2. Включите в ваш комплекс утренней гимнастики такие упражнения, которые формируют правильную осанку.
3. Владимир Иванович Даль говорил, что хорошая осанка – это сочетание красоты, стройности, величавости, и приводил пословицу, что «без осанки конь – корова». 4. Правильная осанка свидетельствует о том, что человек обладает хорошим здоровьем и высокой физической активностью.
1 Единственная красота, невозможно лечить её. 2 Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. 3 Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. 4 Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.
1. Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г.Гейне. 2. Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А.Лесаж. 3. Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости» 4. Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди
В конце урока целесообразно попрощаться с учениками стихотворение С.Я. Маршака « Пожелание друзьям». Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце добрым будет.
В своей работе часто использую ИКТ, так как научные исследования утверждают, что визуальная (зрительная) среда оказывает значительное влияние на психическое и физическое здоровье человека. И еще доподлинно известно, что человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, 90% того, что делает сам.
Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.