КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА Подготовил: Харитонов Игорь, группа
Карда́ная переда́ча механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения.крутящий момент Карданный вал – деталь, которая входит в состав трансмиссии автомобиля, имеющие устройство заднего или полного привода. Этот механизм передаёт вращение к редуктору переднего или заднего моста от коробки передач. Задне- и полноприводные автомобиль без карданного вала обойтись не могут: с его помощью крутящий момент от коробки передач или раздатки (для полупроводников) к редукторам переднего и заднего моста. Впервые принцип работы этого механизма описал итальянец Джироламо Кардано, по имени которого и был назван вал. В автомобилестроении кардан начали применять в конце 19-го века.Задне- и полноприводныераздатки На автомобиле КамАЗ-5320 карданая передача обеспечивает привод к среднему ведущему мосту и привод к заднему мосту II, которые связаны через проходной средний ведущий мост, выполняющий функции промежуточной опоры. Каждая из передач состоит из карданного вала, переднего карданного шарнира, соединенного с карданным валом шлицевым соединением, и заднего карданного шарнира, имеющего фланцевое соединение с ведущим валом межосевого дифференциала (картером дифференциала), а для заднего моста с ведущим валом главной передачи. На автомобиле применена карданая передача открытого типа. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
УСТРОЙСТВО I карданая передача к среднему ведущему мосту; II карданая передача к заднему мосту; 1, 4 карданные шарниры; 2 шлицевое соединение; 3 карданный вал; 5 средний ведущий мост; 6 задний ведущий мост Карданая передача автомобиля КамАЗ-5320
ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЯ Шлицевое соединение компенсирует линейное перемещение карданной передачи относительно кузова автомобиля при изменении угла передачи крутящего момента. Шлицевые соединения карданных валов герметичные. Смазка во внутренней полости вала удерживается от вытекания заглушкой, зафальцованной в шлицевой втулке, а также резиновым и войлочным кольцами, которые прижимаются гайкой сальника. Кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения, Карданные валы динамически сбалансированы. Дисбаланс карданных валов устраняют балансировочными пластинами, которые приваривают к концам трубы и шлицевой втулки. Допустимый дисбаланс для карданного вала среднего моста равен 50 гс*см, а для карданного вала заднего моста 35 гс*см. Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта карданного вала на трубах и скользящих вилках выбиты стрелки.
УПЛОТНЕНИЕ ИГОЛЬЧАТЫХ ПОДШИПНИКОВ Уплотнение игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резинового само подвижного сальника 2 радиального уплотнения, встроенного в обойму подшипника, и двухкромочного торцового сальника 3, напрессованного на шип 4 крестовины. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины. 1 – стакан подшипника; 2 – сальник радиального уплотнения; 3 – торцовый сальник; 4 – шип крестовины.
ПРИНЦИП РАБОТЫ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ IV - Карданая передача: 1 - эластичная муфта; 2 - шлицевое соединение; 3 - передний карданный вал; 4 - подвесной подшипник; 5 - передний карданный шарнир; 6 - задний карданный вал; 7 - задний карданный шарнир;
НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ Способ устранение 1. Проверить радиальный зазор в подшипниках шарниров и, если он превышает 0,10 мм, заменить крестовину и подшипники 2. Подтянуть крепление заданным моментом Причина 1. Износ подшипников и шипов крестовин в шарнирах 2. Ослабло крепление вала к фланцу ведущей шестерни заднего моста Симптом: Симптом: Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач
Способ устранение 1. Произвести динамическую балансировку вала 2. Установить шлицевую вилку в одной плоскости со скользящей вилкой 3. Подтянуть крепление 4. Первоначально повернуть вилку на шлицах на угол 180° и проверить, не уменьшится ли биение. Если оно не уменьшится, то заменить изношенные детали. При замене шлицевой вилки вал динамически отбалансировать 5. Заменить шарнир 6. Заменить фланец Причина 1. Потеряна балансировочная пластина 2. Неправильно установлена шлицевая вилка промежуточного вала 3. Ослабло крепление промежуточной опоры к поперечине Повышенное биение скользящей вилки в удлинителе коробки передач 4. Износ или поломка одного из шарниров 5. Поломка или повреждение фланца ведущей шестерни заднего моста 6. Погнута или снята труба карданного вала Симптом: Симптом: Вибрация карданной передачи
Способы устранение 1. Заменить крестовину в сборе с подшипником. Отбалансировать передачу 2. Заменить изношенные детали, отбалансировать передачу Причины 1. Проворачивание колпачка с манжетой относительно стаканчика подшипника (нарушение герметичности шарнира 2. Проворачивание стаканчика подшипника в отверстиях вилки Симптом: Неисправности, которые выявляются при Симптом: Неисправности, которые выявляются при осмотре
СХЕМЫ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ Карданая передача для автомобилей с колесной формулой 4x4: 1 - мост передний; 2 - коробка передач; 3 - вал карданный основной; 4 - вал карданный заднего моста; 5 - мост задний, 6 - коробка раздаточная; 7 - вал карданный переднего моста. Карданая передача для автомобилей с колесной формулой 6x6: 1 - мост передний; 2 - вал карданный переднего моста; 3 - коробка передач; 4 - вал карданный основной; 5 - коробка раздаточная, 6 - вал карданный среднего моста; 7 - мост средний; 8 - вал карданный заднего моста; 9 - мост задний.
Карданая передача для автомобилей с колесной формулой 8x8: 1 - мост передний; 2 - вал карданный переднего моста; 3 - коробка передач; 4 - мост передний второй; 5 - валы карданные; 6 - вал карданный переднего второго моста; 7 - коробка раздаточная; 8 - вал карданный среднего моста, 9 - мост средний; 10 - вал карданный заднего моста; 11 - мост задний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1). 2). 3). Wikipedia.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!