1. Понятие и этапы развития науки 2. Характерные черты науки 3. Отличие науки от других отраслей культуры 4. Функции науки
В своем развитии наука прошла два этапа. Первый этап – преднаука, древнегреческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии. Второй этап – возникновение современной науки с XVII по XIX вв.
XVII в. научная революция – радикальная смена структуры науки, выдвижение новых принципов и методов познания. « Колодец - символ науки, ибо природа ее не на поверхности, а в глубине и не лежит у всех на виду, а любит прятаться где-то в незримом месте». (Н. Коперник)
Наука - это отрасль культуры, имеющая дело с теоретическим познанием мира, допускающая проверку на опыте или математическое доказательство.
Характерные черты науки.
Универсальность – наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Законы природы, открытые на Земле, справедливы для всей Вселенной.
Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины: физику, химию, биологию, социологию и т.д.
Общезначимость - научные знания пригодны для всех людей; язык науки - один и тот же для представителей различных наций, что способствует объединению человечества.
Обезличенность – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах его научного познания.
Систематичность – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Незавершенность – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
Преемственность – новые знания определенным образом и по определенном правилам соотносятся со старыми знаниями.
Критичность – наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты
Достоверность – научные выводы требуют, допускают проверку по определенным сформированным правилам.
Внеморальность - научные истины нейтральны в морально- этическом плане.
Рациональность - получение знаний на основе процедур, включающих в себя: 1. Понятийность, т.е способность определять определяемые в науке слова (термины) путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; 2. Логичность, т.е использование законов формальной логики; 3. Дискурсивность, т.е. способность раскладывать научные утверждения на составные части.
Чувственность – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
В отличии от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом,а к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «что такое?...», а на вопрос «как?», «каким образом?».
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
В отличии от техники наука нацелена на познания мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.
Теоретическим освоением действительностью наука отличается от обыденного сознания.
Функции науки: 1. описательная, которая обнаруживает разнообразные природные объекты и явления; 2. познавательная, благодаря которой открываются законы природы; 3. прогностическая, позволяющая на основании познанных наукой законов предвидеть поведение природных и социокультурных систем.
Истоки Стремление к рациональному познанию окружающего мира наука Способ передачи информации Эмпирическое познание Наблюдения Эксперимент Теоретическое познание Формулировка законов Функции Описательная Познавательная прогностическая
Почему науку, а не религию, философию или искусство можно назвать «третьим» миром?
Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий», мир – мир знаний и навыков.