Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. В странах с развитой рыночно экономикой на долю малых предприятий приходится от 40 до 60 % ВВП, он определяет тепы экономического роста, создает благоприятные условия для оздоровления экономики, увеличивает занятость трудоспособного населения, снижает социальную напряженность. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
Предпринимательство всегда находится во внимании государства. С 1991 года в Казахстане реализовано шесть государственных программ по поддержке и развитию МСБ. В настоящее время реализуется Дорожная карта бизнеса За последние годы сокращено более 600 различных подвидов лицензируемой деятельности. Выдача некоторых лицензий передана на региональный уровень, а сами процедуры упрощены. Создан Комитет по развитию предпринимательства, функционирует ФРП «Даму» и другие институты В рейтинге ВБ по легкости ведения бизнеса показатели Казахстана последовательно улучшается. На сегодня Казахстан занимает 47 позицию. Доступ к капиталу в Казахстане значительно повысился в последние годы. Формируется трехуровневая система финансирования в частном секторе Функционируют различные институты содействия предпринимательству: ассоциации, объединения, включая «Атамекен», бизнес инкубаторы, консалтинговые компании, некоммерческие структуры и учебные. Улучшение бизнес климата и повышение потенциала предпринимательства положительно сказывается на темпах экономического развития
ПОРТРЕТ МСБ КАЗАХСТАНА 24,7% - крестьянские хозяйства 9,3% - юридические лица МП 1,2% - юрид.лица СП 64,8% - индивидуальные предприниматели По состоянию на г. подавляющая доля 64,8% (2/3) составляют индивидуальные предприниматели, что обусловлено введением с 2002 года специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, предусматривающего упрощенный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и упрощение налоговой отчетности; преобразованием неорганизованного челночного бизнеса в организованный в форме ИП. Следствием данной тенденции явилось то, что в Казахстане отсутствует достаточный предпринимательский слой для проведения индустриализации (доля средних предприятий составляет 1,2% ). Наблюдаются 3 основные категории бизнеса крупные (2266) и средние предприятия (12664), которые дают 85% доходов, а остальные малые предприятия, включая ИП, приносят лишь 15% от общей суммы доходов.
5 МСБ в РК: количество активных субъектов МСП Доля активных субъектов МСБ в общем количестве зарегистрированных составляла 72,7% в 2010 году. Это вызвано тем, что процедура закрытия бизнеса очень сложная (10 тыс. долларов и от 1,5 до 5 лет). Большую долю в общем количестве активных субъектов МСБ составляют ИП (64,8%), КХ (24,7%), юридические лица МП (9,3%) и только 1,2% ССП. Однако, в связи с тем, что темпы роста ССП составляют 2,1 раза и при сохранении такой тенденции доля активных ССП будет повышаться более высокими темпами, чем другие формы хозяйствующих субъектов. В Казахстане все еще низка доля среднего бизнеса (всего 1,2% от количества активных субъектов МСБ), однако они выпускают около 60,4% продукции сектора МСБ. Это говорит о высокой производительности труда в среднем бизнесе и необходимости его дальнейшего развития, как основной составляющей экономического роста. Доля активных предприятий растет, а также доля средних предприятий в них, при этом количество ИП сокращается, что обусловлено кризисом и его последствиями. Доля активных субъектов МСБ в общем количестве зарегистрированных составляла 72,7% в 2010 году. Это вызвано тем, что процедура закрытия бизнеса очень сложная (10 тыс. долларов и от 1,5 до 5 лет). Большую долю в общем количестве активных субъектов МСБ составляют ИП (64,8%), КХ (24,7%), юридические лица МП (9,3%) и только 1,2% ССП. Однако, в связи с тем, что темпы роста ССП составляют 2,1 раза и при сохранении такой тенденции доля активных ССП будет повышаться более высокими темпами, чем другие формы хозяйствующих субъектов. В Казахстане все еще низка доля среднего бизнеса (всего 1,2% от количества активных субъектов МСБ), однако они выпускают около 60,4% продукции сектора МСБ. Это говорит о высокой производительности труда в среднем бизнесе и необходимости его дальнейшего развития, как основной составляющей экономического роста. Доля активных предприятий растет, а также доля средних предприятий в них, при этом количество ИП сокращается, что обусловлено кризисом и его последствиями.
Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане: · 11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности.; · 4 июля 1992 года принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность.;
19 июня 1997 года приняты Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» и Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства; 19 января 2001 года 77 Постановление правительства РК «О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в РК на годы.»
31 января 2006 года « О частном предпринимательстве». Так, согласно последнего Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к: субъектам малого предпринимательства; субъектам среднего предпринимательства; субъектам крупного предпринимательства. Для каждой категории бизнеса существуют свои критерии классификации. 2 июня 2006 года N 496 «Типовое положение об экспертных советах по вопросам предпринимательства» Экспертные советы создаются под эгидой государства, но их деятельность направлена на регулирование деятельности
Цель программы: Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Решение задач в рамках реализации Программы осуществляется по трем направлениям: 1) поддержка новых бизнес-инициатив; 2) оздоровление предпринимательского сектора; 3) поддержка экспортоориентированных производств; В целях решения поставленных задач уполномоченным органом будут приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы.
МСБ в зарубежных странах Основная сфера занятости населения Фундамент «среднего класса» - фактора социальной и политической стабильности Ежегодно за счёт малого бизнеса создаётся 2/3 рабочих мест В США в малом бизнесе занято более 53% всего занятого населения В странах ЕС в малом бизнесе занято около 50% всего занятого населения В Японии в малом бизнесе занято 72% всего занятого населения В Казахстане в МСБ занято 2,5 млн. человек – 31% занятого населения Существуют большие резервы для развития сектора Во многих странах действуют специальные структуры и фонды по поддержке МСБ (АМБ (США), ПАРП (Польша), OSEO (Франция), SBC (Корея), SPRING (Сингапур) и т.д.)
Наблюдается заметное отставание МСБ Казахстана по таким показателям как «Доля продукции в валовом внутреннем продукте» и «Доля в занятости» Основное отличие отраслевой структуры МСБ Казахстана – низкая доля предприятий промышленности и низкая доля сферы услуг 12% 27% 5% 4% 10% 58% 23% 35% 37% 16% 5% 6% 7% 4% 11% 12% 32% 47% 39% 11% 21% 11% 3% 2% 7% 10% 13% 2% 1% 4% 26% 0% 20% 40% 60% 80% 100% СШАВелико- британия Польша ТурцияКазахстан Сельское хозяйство Промышленность Строительство Торговля Транспорт и связь Услуги Другие
14 апреля 2014 года на заседании Правительства Республики Казахстан был принят план совместных действий с Национальным Банком по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу. В рамках этого плана выделяется 100 млрд. тенге из Национального Фонда Казахстана на финансирование малого и среднего бизнеса, осуществляющих проекты в обрабатывающей промышленности. 17 апреля 2014 г. АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» и его дочерняя структура АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» подписали кредитные соглашения с 13 банками второго уровня о размещении 100 млрд. тенге для финансирования субъектов малого и среднего бизнеса.
1. Финансовая поддержка Государственная поддержка МСБ Предоставление ресурсов для банков, лизинговых компаний, микрофинансовых организаций Субсидирование ставки вознаграждения 2. Повышение компетенций Формирование инфраструктуры Информационно- аналитическая поддержка Консалтинг, Обучение 4. Административное регулирование 5. Фискальное регулирование 6. Обеспечение доступа к физической инфраструктуре 3. Стимулирование спроса на продукцию МСБ - активная роль Фонда «Даму» Фонд выступает в качестве оператора или агента программ - консультационная роль Фонда «Даму» Совершенствование законодательной базы Интеграция МСБ с крупным бизнесом Развитие системы государственного заказа Защита конкуренции Меры тарифного и не- тарифного регулирования Государственная поддержка МСБ Казахстана 13 Долевое финансирование (Equity financing) Гарантирование кредитов
14 Наименование фин.института Объем финансирования, млн.тг. Доля финансирования, % Сегменты предпринимательс тва 1БВУ ( ) ,064,6МСБ 2АО «ФРП «Даму» ( ) ,728,0МСБ 3АО «НУХ «Каз Агро» (за 2011 г.) ,15,6КХ ДКБ ,01,4МСБ 4АО «НИФ»1 660,00,07МСБ, КБ 5МКО ( )1 691,00,08КХ, МСБ 6АО «Фонд науки»1 474,00,07МСБ, КБ 7Лизинг ( )1 336,30,06КХ Всего ,1100,0 В структуре финансирования МСБ большую долю составляют БВУ (64,6). Доля АО «ФРП Даму» - 28%, АО «НУХ Каз Агро» - 5,6%. Несмотря на большое количество институтов финансовой поддержки, наиболее крупными являются только эти 3.
Технопарки являются основополагающим элементом, создаваемой в республике национальной инновационной системы. Главная задача, которая ставится перед технопарками - посредством предоставления в пользование инициаторам инновационных проектов производственных площадей и коллективных бизнес-услуг обеспечить благоприятные условия для коммерциализации научных разработок. В Казахстане в настоящее время действует более 40 бизнес-инкубаторов.
ТОО «Алматинский региональный технопарк» UniScienTech АО «Технопарк «КазНТУ им.К.И.Сатпаева » «Алтай», РТП в Южно- Казахстанской области РТП в г.Астана Действующие технопарки «Актобе» «Павлодарский технопарк» Количество действующих Бизнес - инкубаторов 16 Технопарки и бизнес-инкубаторы Основную долю клиентов в казахстанских технопарках составляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров) и работающие в сфере услуг (в сфере обучения, консалтинга и строительно-ремонтных работ, СТО). Деятельность казахстанских бизнес-инкубаторов сводится к простой аренде помещений, в то время как бизнес-инкубатор должен быть местом развития малых инновационных предприятий. В 2010 году из государственного бюджета в АО «НИФ» были выделены средства в размере 245 миллионов тенге на оплату услуг, оказываемых технопарками по технологическому бизнес-инкубированию проектов. Учитывая, что в Казахстане в настоящее время зарегистрировано свыше 50 бизнес-инкубаторов и инновационных центров, в среднем на 1 бизнес -инкубатор приходится около 5 млн. тенге.