Презентация на тему: « ИНКОТЕРМС »
На протяжении многих веков развития торгового оборота основным видом договоров, опосредующих реализацию товаров, как на международном уровне, так и в отдельных государствах являлся договор купли - продажи. В настоящее время он представляет собой чрезвычайно значимый в экономическом и социальном плане инструмент регулирования торговых взаимоотношений участников имущественного оборота. Значимость ИНКОТЕРМС, как составляющих базисные условия внешнеэкономических контрактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами трудно переоценить. Они определяют обязанности сторон по поставке и принятии товара, позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли - продажи и самое главное, выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т. е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.
Инкотермс ( англ. аббревиатура «Incoterms» - international commercial terms) - правила толкования международных торговых терминов. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в соответствующих странах. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.
Целью Incoterms является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег.
Сфера действия Incoterms ограничена вопросами по правам и обязанностям сторон договора купли - продажи в отношении поставки проданных товаров ( под словом товары здесь подразумеваются " материальные товары, исключая нематериальные товары, такие как компьютерное программное обеспечение ).
Принятие ИНКОТЕРМС 2010 обусловлено внедрением в международную торговлю новых способов перевозки грузов, использованием современных средств связи, расчетов и т. д. В последнем издании принимается во внимание расширяющееся использование смешанных перевозок, предусматривается передача товаров от продавца покупателю в любом пункте транспортной цепи. ИНКОТЕРМС 2010 учитывают распространение в последнее время зон свободных от таможенных пошлин. Толкование многих терминов было упрощено, устранены повторы и неточности. Кроме того, были детализированы обязанности продавца и покупателя, моменты исполнения обязанностей продавца по передаче товара. Большое преимущество нового издания ИНКОТЕРМС состоит также в том, что они ясно трактуют обязательства по погрузке и разгрузке и для покупателя и для продавца. Принятие новой редакции ИНКОТЕРМС в основном было вызвано не столько развитием научно - технического прогресса, сколько необходимостью дальнейшей детализации взаимных прав и обязанностей сторон договора международной купли - продажи.
Правила ИНКОТЕРМС нацелены на то, чтобы облегчить контрагентам из различных государств процесс заключения и исполнения сделок международной купли - продажи. ИНКОТЕРМС 2010 фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли - продажи, как : - место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара ; - переход рисков с продавца на покупателя ; - распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей ; - получение экспортных и импортных лицензий ; - распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно - разгрузочных работ ; - распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений ; - обязанность страхования ; - распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки ; - инспектирование товара и др.
Таким образом, ИНКОТЕРМС 2010 включает в себя правила толкования только терминов поставки и не затрагивает других условий договора международной купли - продажи. Следует иметь в виду, что ИНКОТЕРМС 2010 касаются лишь отношений продавца и покупателя, и не затрагивают отношений этих субъектов с перевозчиком, и относятся только к договору купли - продажи ( поставки ) товаров. Базисные условия поставки согласно ИНКОТЕРМС 2010 играют едва ли не первостепенную роль в содержании внешнеэкономического контракта ( если конечно стороны сделали ссылку на ИНКОТЕРМС ). Именно они определяют момент и место исполнения обязанности продавца по передаче товара, перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанности и расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенных формальностей. Базисные условия контракта во многом определяют и его цену. Для выявления и толкования базисных условий поставки необходимо обратиться к ИНКОТЕРМС соответствующей редакции, на которую сделана ссылка в контракте. Таким образом, ИНКОТЕРМС 2010 применяется в тех случаях, когда в контракте сделана соответствующая оговорка. При несовпадении условий контракта и положений ИНКОТЕРМС 2010 приоритет отдается условиям контракта.
Все торговые термины, используемые в международных отношениях, разделены на 4 группы : E, F, C, D. Основанием для разделения терминов на данные группы послужило наличие различных обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара. Группа E - знаменует место отправки товара, предусматривает " самовывоз ", т. е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии ; Группа F - основная перевозка не оплачена, т. е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем ; Группа C - основная перевозка оплачена, т. е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика ; Группа D - доставка, т. е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.
1. Категория E - Отгрузка Всего одно условие - EXW (ex works) - поставка с завода. Это именно тот термин, который так нравится и наиболее часто используется отечественными производителями. Этот термин означает, что продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя прямо на своем заводе под погрузку в соответствующей упаковке и больше не несет никаких расходов. 2. Категория F - Основная перевозка не оплачена продавцом В группу F входят три вида поставки на условиях перевозки груза силами покупателя. FCA (Free carrier) - Франко - перевозчик с указанием обусловленного пункта. Применяется при транспортировке товара любым видом транспорта, а не только морским. По этому условию продавец обязуется доставить товар в указанный в контракте пункт, где и передать либо покупателю, либо экспедитору, либо перевозчику, указанному покупателем. Далее все расходы ( таможенные формальности, погрузка, транспортировка, страховка и т. д.) - за счет покупателя. Он же оплачивает импортную лицензию и все расходы по транспортировке товара через третьи страны. Ответственность продавца кончается в момент передачи товара указанному покупателем перевозчику в указанном месте.
FAS (Free alongside ship) - « свободно вдоль борта судна » в указанном пункте отгрузки. Применяется только при морских перевозках. Нельзя сказать « ФАС аэропорт Шереметьево. Продавец доставляет товар за свой счет в указанный порт, оплачивает портовые сборы и расходы и располагает товар на причале. « Инкотермс -2010» возлагает на продавца также выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара. Все дальнейшие расходы и риски случайной гибели и случайного повреждения товара, включая погрузку на судно, несет покупатель. FOB (Free on board) - « свободен на борту » с указанием пункта отгрузки. То же, что и ФАС, но с погрузкой товара за счет продавца на борт зафрахтованного покупателем судна. Момент « передачи товара » - переход товара « через поручни судна ». При всех трех условиях группы F покупатель обязан своевременно ( в оговоренный в контракте срок ) сообщить продавцу срок прибытия судна (FOB) или дату передачи товара перевозчику, а продавец - своевременно информировать покупателя об отгрузке товара и передать ему ( указанным в контракте способом ) отгрузочные документы.
3. Категория C - Основная перевозка оплачена продавцом CFR (cost and freight) - « стоимость и фрахт » с указанием порта назначения. Применяется при транспортировке морским транспортом. По этому условию продавец организует и несет расходы по доставке товара до определенного контрактом порта назначения. Моментом перехода собственности на товар будет момент погрузки товара на борт зафрахтованного продавцом судна. На продавца ложатся все таможенные формальности. CIF (cost-insurance-freight) - то же, что и CFR, но дополнительно продавец обязан застраховать товар на время перевозки. CPT (carriage paid to…) - « перевозка оплачена до …», указывается пункт назначения. Условие применимо к любому виду перевозки. Таможенные формальности, необходимые для вывоза товара, несет продавец ; он же оплачивает все расходы по доставке товара до согласованного и указанного в контракте пункта ( первого перевозчика ). CIP (carriage and insurance paid to…) - « перевозка и страховка оплачены до …», указывается пункт назначения. То же, что и предыдущее условие, но продавец обязан дополнительно застраховать товар.
4. Категория D - Доставка DDP (Delivered duty paid) - « поставка с уплатой пошлины до …» с указанием места назначения. Условие практикуется для всех видов поставок. Продавец несет все расходы по поставке товара до обозначенного в контракте пункта, включая все пошлины ( как экспортную, так и импортную ), таможенное оформление с обеих сторон границы производит он же. Как правило, и чаще всего это условие применяется, когда продавец использует собственные транспортные средства. DAP (Delivered At Pion) - поставка в пункте (… название пункта ). Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU ( ИНКОТЕРМС 2000). Это один из двух новых терминов. Обязанности продавца считаются выполненными, когда груз будет передан покупателю в любом оговоренном с продавцом месте в стране назначения. DAT (Delivered At Terminal) - Поставка на терминале (… название терминала ). Обязанности продавца считаются выполненными с момента передачи в распоряжение покупателя груза на оговоренном в договоре терминале в порту назначения. При этом груз может быть доставлен любым видом транспорта ( самолет, корабль, поезд, авто или трубопровод ).
ИНКОТЕРМС 2000 ИНКОТЕРМС общее количество терминов 13 общее количество терминов 11, при этом 2 из них - абсолютно новые 2.4 группы терминов 2 группы терминов : термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта, и термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке 3. DEQ ( Поставка с причала )DAT ( Поставка на терминале ) 4. DAF ( Поставка на границе ) DES ( Поставка с судна ) DDU ( Поставка без оплаты пошлин ) DAP ( Поставка в месте назначения ) 5. Отсутствовало Адаптированные правила - правила, которые теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок. 6. Отсутствовало Электронные документы - введение ссылок на « использование электронных записей » в случае согласия сторон, или когда это общепринято. 7. Отсутствовало Пересмотренное страховое покрытие с учетом правок внесенных в Institute Cargo 8. Отсутствовало Четкое указание ответственности за оплату хранения на Терминале
Новый ИНКОТЕРМС направлен для использования как в случаях международной, так и в случаях внутренней торговли. Покупатель и продавец могут предоставлять контрактную документацию в виде электронных документов. Введением этого пункта, МТП отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации. С 1 января 2011 года любая ссылка на ИНКОТЕРМС в контракте, подписанном 1 января или после, будет подразумевать ссылку на ИНКОТЕРМС 2010, если стороны не договорились иначе. Следовательно, если организация занимается ВЭД, то необходимо провести тщательную ревизию типовых договоров организации, в которых есть ссылки на ИНКОТЕРМС, чтобы убедиться, что все договоры соответствуют нормам ИНКОТЕРМС 2010.
В ИНКОТЕРМС 2010 новый текст делит условия поставки на две широкие категории : 1. Доставка любым видом транспорта ( морской, авто, воздушный, ж / д ), к которым относятся условия ExW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP 2. Доставка по морю и внутренним водным путям. К данным условиям ИНКОТЕРМС 2010 относит : доставку к борту судна / Free Alongside Ship (FAS); доставку на борт судна / Free on Board (FOB); стоимость, включая фрахт до / Cost and Freight (CFR); стоимость, страхование и фрахт / Cost, Insurance and Freight (CIF) Ранее зачастую условия поставки FOB ошибочно использовались для обозначения любого пункта поставки. Новая редакция ИНКОТЕРМС 2010 четко указывает, что правило FOB предназначено для использования исключительно для морского и внутреннего водного транспорта.
При разработке ИНКОТЕРМС 2010 были приложены значительные усилия для достижения максимально возможной и желаемой согласованности в отношении различных выражений, используемых терминах. Таким образом, удалось избежать использования различных формулировок для выражения одного и того же значения. Перевозчик - для целей ИНКОТЕРМС 2010 перевозчик является стороной, с которой заключен договор перевозки. Таможенные формальности - требования, которые должны быть выполнены в соответствии с применимым таможенным регулированием и могут включать обязанности в отношении документов, безопасности, информации или фактического осмотра товара.
Поставка - данное понятие является многогранным в торговом праве и практике, однако ИНКОТЕРМС 2010 использует его для обозначения, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Отгрузочные документы - означает документ, подтверждающий поставку ( передачу ) товара. По многим терминам ИНКОТЕРМС 2010 отгрузочным документом является транспортный документ или соответствующая электронная запись. Однако по терминам EXW,FCA, FAS и FOB отгрузочным документом может быть и расписка. Электронная запись или процедура - набор информации, состоящий из одного или нескольких электронных сообщений, и, когда это применимо, функционально выполняет ту же функцию, что и бумажный документ.
Упаковка - данное понятие используется для нескольких целей : 1. Упаковка товара должна соответствовать требованиям договора купли - продажи. 2. Упаковка товара означает, что товар пригоден для перевозки. 3. Хранение упакованного товара в контейнере или ином средстве транспорта. Грузоотправитель - в некоторых случаях было необходимо использовать один и тот же термин для передачи двух различных значений просто потому, что не было подходящей альтернативы. Работники торговли знакомы с этой трудностью как применительно к договорам купли - продажи, так и к договорам перевозки. Сборы - относительно обязанности очистить товары для импорта необходимо определить, что имеется в виду под « сборами », которые должны быть оплачены при импорте товаров.. « Сборы », которые должны быть оплачены, касаются только тех сборов, которые являются необходимым следствием импорта как такового и которые должны быть поэтому оплачены согласно соответствующим правилам импорта.
Порты, места, пункты и помещения - в отношении указания места, куда должны быть доставлены товары, в Инкотермс используются различные термины. В терминах, предназначенных для использования исключительно при перевозках товаров морским путем использовались выражения « порт отгрузки » и « порт назначения ». Во всех других случаях использовалось слово « место ». В некоторых случаях представляется необходимым также указывать « пункт » внутри порта или места, так как продавцу может быть нужным знать не только то, что товар должен быть доставлен в определенный район, такой, как город, но и где внутри этого города товар должен быть предоставлен в распоряжение покупателя. Корабль и судно - в терминах, предназначенных для использования при перевозках товаров морским путем, выражения « судно » и « корабль » используются как синонимы. Нет необходимости говорить, что должен быть использован термин « судно », когда он входит в сам торговый термин, такой как « франко вдоль борта судна » (FAS). Также с учетом традиционного употребления выражения « переход за поручни судна » в термине FOB слово « судно » должно быть употреблено в этой связи.
С правовой точки зрения, ИНКОТЕРМС представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер, т. е. коммерсанты, желающие использовать эти правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями ИНКОТЕРМС. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий. Значимость ИНКОТЕРМС, как составляющих базисные условия внешнеэкономических контрактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами трудно переоценить. Они определяют обязанности сторон по поставке и принятии товара, позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли - продажи и самое главное, выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т. е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки. В заключение следует отметить, что новое издание ИНКОТЕРМС 2010 наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит в себе ряд нововведений, которые должны быть обязательно отмечены в договорах, заключаемых в 2011 г. ИНКОТЕРМС это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.