Управление конфликтами 1. Подходы к конфликту 2. Анатомия конфликта 3. Барьеры управления конфликтом 4. Управление конфликтом
Подходы к конфликту Европейский: борьба Добра и Зла Восточный: мир един
ТАЙ ЦЗИ. «Великий предел»
ПОЗИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА ПОЗИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА (Л.Коузер) Разрядка и снятие напряженности между антагонистами. Коммуникативно-информационная: повышение информированности о себе и об оппоненте Связующая: объединение людей общностью ситуации Установление более четких границ между группами, централизация структур, укрепление единства группы. Инновационная – привлечение внимания к элементам, требующим изменения, реализация этого изменения. Сдерживание конфликта или его эскалации. Победа в конфликте часто приводит к застою и спаду, а поражение – к мобилизации и активному развитию.
Традиционная и конструктивная конфликтология Традиционная конфликтология Конструктивная конфликтология Конфликт – это отрицательное социальное явление Конфликт – в большей степени положительное социальное явление Конфликт – исключительная, аномальная форма взаимодействия Конфликт – содержательная характеристика любого взаимодействия Прикладная задача конфликтологии – научить отдельных людей и группы избегать конфликтов Прикладная задача конфликтологии – научить людей управлять конфликтом
Конфликт Конфликт - активное взаимодействие оппонентов, направленное на разрешение имеющегося противоречия Признаки конфликта: Наличие оппонентов Наличие противоречия Активные действия оппонентов
Структура конфликта Конфликт Конфликт = Потенциальная конфликтная ситуация + Инцидент Потенциальная конфликтная ситуация Потенциальная конфликтная ситуация = Предмет конфликта + Оппонент + Оппонент Предмет конфликта – то, что явилось причиной противоречий Свойства предмета конфликта: Востребован обоими оппонентами; Лежит в пределах возможностей оппонентов; Субъективно не делим. Оппоненты Оппоненты – участники конфликта. Свойство оппонентов – конфликтная сила – наличие используемых в конфликте ресурсов.
Конфликтные ресурсы: 1. Информационный (аргументация); 2. Ролевой (административный); 3.Статусный; 4.Представительство; 5. Наличие социально значимых связей; 6.Материальный, финансовый; 7.Физический
Закономерности использования ресурса 1. На каком ресурсе инициирован конфликт, на том же ресурсе и ответная реакция оппонента. 2. Оппоненты стремятся использовать доминирующий ресурс 3. Смена ресурса происходит в результате его окончания или дискредитации 4. Ресурсы используются от конструктивного к деструктивному.
Типология конфликта По характеру взаимодействия Конструктивный – Деструктивный По характеру формирования КС Объективный – Субъективный По сфере протекания Личностный – Ролевой (функциональный) По возникновению инцидента Прогнозируемый – Непрогнозируемый По характеру восприятия конфликта Реальный – Иллюзорный По уровню оппонентов Межличностный – Межгрупповой
Качественная динамика конфликта Конструктивный Деструктивный Межличностный Межгрупповой Ролевой Личностный Объективный Субъективный Иллюзорный Реальный
Динамика конфликта по расширению МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ВНУТРИГРУППОВОЙ МЕЖГРУППОВОЙ
Управление конфликтом – это… Управление конфликтом - целенаправленное изменение ситуации взаимодействия оппонентов, с целью разрешения конфликта. Разрешение конфликта – равное удовлетворение претензий оппонентов, либо изменение возникшей конфликтной ситуации. Полное разрешение конфликта – ситуация при которой максимально полно удовлетворяются интересы конфликтующих сторон и между ними формируются (сохраняются) позитивные отношения
Задачи управления конфликтом Конфликтная ситуация Конфликт 1. Инициирование 2. Решение (Переговоры) 1. Эмоциональная стабилизация 2. Деструкт. Конструкт. 3. Решение (Переговоры)
Препятствие для инициирования конфликта - КОНФЛИКТОФОБИЯ Причины: Генный опыт Разделение «Я» Социальный опыт
Реактивные эмоциональные реакции (РЭР) НАПАДЕНИЕ БЕГСТВО
Конфликтообразующие иллюзии «Выигрыша – Проигрыша» «Выигрыша – Проигрыша» - восприятие проблемы как антагонистической «Плохого человека» «Плохого человека» - перенос ответственности за конфликт на оппонента «Камня преткновения» «Камня преткновения» - гиперболизация значимости предмета конфликта
Поведение в конфликте Выбор стиля поведения в конфликте зависит от: Индивидуально-психологических особенностей оппонентов Опыта решения конфликтных ситуаций Субъективной оценки конфликтной ситуации (отношение предмет – оппонент, цель, соотношение ресурсов)
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Конкуренция Игнорирование Компромисс Приспособление Сотрудничество Я Другой
Причины Конкуренции и возможные реакции Приоритет цели над отношениями Дискредитация цели Контрвоздействие Игнорирование Приоритет ресурса Дискредитация ресурса Ригидность ожиданий (Упрямство)Дискредитация позиции Эмоциональное реагирование на ситуацию (Аффект) 1. Пассивное слушание 2. Рационализация ситуации Смещение отношения с Предмета на Оппонента (Вражда) Оборона Привлечение медиатора Цель конфликта – разрыв отношений (Провокация) Уход (Игнорирование) Разрыв отношений Искажение (недостаточность) информации о ситуации Дополнение и коррекция информационного поля
Изменение агрессивного поведения оппонента Контролировать свои эмоции, быть объективным, Дать возможность оппоненту обосновать свои претензии, «выпустить пар», Не приписывать оппоненту свое понимание его позиции, Не оскорблять оппонента, Не отвечать на агрессию агрессией, Давайте оценку только конкретным действиям оппонента, не затрагивайте его личность, Независимо от противоречия стремитесь к позитивным отношениям, Не бойтесь в конфликтах брать инициативу разрешения на себя.
Технология работы с конфликтом 1. Успокойтесь 2. Извинитесь за свое поведение 3.«Я-высказывание» в отношении ситуации: Сформулируйте причину вашего недовольства Сформулируйте свое отношение к ситуации Сформулируйте желаемое решение (действие) 4. Конструктивные переговоры
Принципы конструктивных переговоров Отделить человека от проблемы – обсуждать проблему, а не друг друга Фиксация интересов, а не позиций. Разрабатывать взаимовыгодные варианты. Использовать объективные критерии при оценке вариантов.