Исследовательская работа Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе. Автор: Одношовина Елена, ученица 5 класса Руководитель: Саютина С.В, учитель русского высшая квалификационная категория. С. Брылино, 2014 год К а к вставить э м б л е м у п р е д п р и я т и я н а э т о т слайд О т к р о й т е м е н ю В с т а в к а в ы б е р и т е Р и с у н о к Н а й д и т е файл с эмблемой Н а ж м и т е к н о п к у О К К а к изменить р а з м е р ы э м б л е м ы В ы д е л и т е э м б л е м у. И з м е н и т е р а з м е р ы к а р т и н к и, п е р е т а с к и в а я мышью о д и н и з у п р а в л я ю щ и х м а р к е р о в. Д л я с о х р а н е н и я п р о п о р ц и и и з о б р а ж е н и я п е р е т а с к и в а й т е м а р к е р ы с нажатой клавишей S h i f t.
Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок. Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе. Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: человек – паук, Бетман, русалочка Ариель и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания
Задачи исследования: Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки. Проследить характерные черты в тематике, тропах, используемых авторами сказок для описания Снегурочки.
мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
биографический исследовательский Аналитический Анкетирование
Для работы над поставленными целями я прочитала сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по- разному. В одном варианте чёткое произношение – чк -, в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.
Эпизоды для сравнения В.И. Даль «Девочка и Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка» А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса». Рождение Снегурочки Из комочка снега в горшочке (…я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена) Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба Была внучка у старика и старухи Снегурушка Описание внешности Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет Нет описания
Как растёт Растёт на радость старикам Ни по дням, а по часам Черты характера (отношение к родителям, к труду) Умная, разумная Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду. Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка) Плачет припеваючи Когда и где случается несчастье со Снегурочкой Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась… Спасает Жучка Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко ( откликнулась эхом) Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.
Как видно из таблицы, рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение.
Портрет: красивая девушка, беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.
Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька, и никто не назвал её просто внучка. Ей поют колыбельные песни.
Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять). Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.
Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона ( рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но даже, оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.
Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.
Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка, как главная героиня сказки, впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сказках Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются : сравнение, гиперболу, эпитет. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – о …….., и основная мысль – показать роль Снегурочки в жизни дедушки и бабушки.
Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка,так и Снегурочка исчезает с приходом весеннее-летнего периода. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.