Общественно-политическая жизни культурная жизнь Казахстана в годы XXвека Ликвидация безграмотности и формирование системы образования в годы
Начало положено В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции, великодержавный шовинизм, отсутствие материально-технической базы. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммуны, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские.
«Долой неграмотность» В преодолении тяжелого наследия прошлого наибольшую активность проявила молодежь. По ее инициативе в 1928 г. прошел «культурный поход», ставший впоследствии действенной формой борьбы с неграмотностью. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами.
ЛИКБЕЗ На 1 января 1922 г. в республике имелось только 30 стационарных и передвижных библиотек с книгами на казахском языке. Однако с каждым годом положение библиотек улучшалось. К началу первой пятилетки уже в сети Наркомпроса действовало 237 библиотек, в том числе 8 губернских,- 31 уездных, 55 районных, 61 волостная и 82 передвижных. В 1931 создаются две крупные библиотеки в Алма-Ате: Государственная публичная (ныне Национальная библиотека Республики) с фондом в 330 тыс, томов, ставшая одновременно государственным книгохранилищем и научно- исследовательским учреждением 8 области библиотековедения и библиографии, крупным методическим центром стала и центральная городская с фондом в 25 тыс. томов
Трудности школьного образования крайне обострились с началом Великой Отечественной войны