СИМФОНИЯ 1 «КЛАССИЧЕСКАЯ» НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛ КАРПЕЧЕНКО РОМАН УЧЕНИК 7 КЛ.
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ. СИМФОНИЯ 1 «КЛАССИЧЕСКАЯ» МУЗЫКА СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА, КРУПНЕЙШЕГО КОМПОЗИТОРА ХХ ВЕКА РАЗНООБРАЗНА ПО СОДЕРЖАНИЮ. СВЕТЛАЯ ЛИРИКА И МУДРОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ДРАМАТИЗМ И ЮМОР, ОСТРАЯ ШУТКА, ЯРКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ТОЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ - ВСЁ ЭТО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ПРОКОФЬЕВСКОЙ МУЗЫКИ. КОМПОЗИТОРУ УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ В ЗВУКОВЫХ ОБРАЗАХ РАДОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ЖИЗНИ, ДУХ ЭПОХИ, БОДРОСТЬ, МУЖЕСТВЕННОСТЬ, СИЛУСЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА ИСКУССТВО ПРОКОФЬЕВА ГЛУБОКО СВЯЗАНО С КЛАССИЧЕСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ. ЭТО ЯРКО НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР, РАЗВИВАВШИЙ ПРИНЦИПЫ МУСОРГСКОГО, РИМСКОГО- КОРСАКОВА, ГЛИНКИ, БОРОДИНА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В МУЗЫКЕ ПРОКОФЬЕВА НАШЛА ВЫРАЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ, ИДУЩАЯ ОТ ЕГО УВЛЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ ИСКУССТВОМ ГАЙДНА, МОЦАРТА, РАННЕГО БЕТХОВЕНА.РИМСКОГО- КОРСАКОВАГЛИНКИБОРОДИНАГАЙДНАБЕТХОВЕНА
Д. Б. КАБАЛЕВСКИЙД. Б. КАБАЛЕВСКИЙ ТАК СКАЗАЛ О МУЗЫКЕ ПРОКОФЬЕВА: «ВОСТОРЖЕННЫЙ ПЕВЕЦ ЖИЗНИ, СОЛНЦА И МОЛОДОСТИ, ОНА ДАЛА ЛЮДЯМ РАСТРЕВОЖЕННОГО, СУРОВОГО И ЖЕСТОКОГО ХХ ВЕКА ТУ РАДОСТЬ И СВЕТ, КОТОРЫХ ИМ ТАК ЧАСТО НЕДОСТАЁТ». НЕСЛУЧАЙНО ПРОКОФЬЕВА ЧАСТО СРАВНИВАЮТ С В. МАЯКОВСКИМ В ПОЭЗИИ И М. САРЬЯНОМ В ЖИВОПИСИ - ТАК МНОГО В ЕГО МУЗЫКЕ СОЛНЦА, СВЕТА, ЯРКИХ КРАСОК: «СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ, ДО ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ ДОНЦА, СВЕТИТЬ – И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ! ВОТ ЛОЗУНГ МОЙ И СОЛНЦА».
ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ МОНУМЕНТАЛЬНУЮ КАНТАТУ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ», СОЗДАННУЮ С. ПРОКОФЬЕВЫМ НА ОСНОВЕ МУЗЫКИ К ОДНОИМЕННОМУ ФИЛЬМУ С. ЭЙЗЕНШТЕЙНА, БАЛЕТЫ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» И «ЗОЛУШКА», В КОТОРЫХ РАДОСТНАЯ ЭНЕРГИЯ СОЧЕТАЕТСЯ С «ЗАСТЕНЧИВОЙ» ЛИРИКОЙ. ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ БАЛЕТОВ ЧАЙКОВСКОГО, ПРОКОФЬЕВ СОЗДАЛ СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ ЖАНРА. ВЕЛИКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПОЗИТОРА И В СИМФОНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ, НАЧИНАЯ ОТ СИМФОНИЧЕСКОЙ СКАЗКИ «ПЕТЯ И ВОЛК» И КОНЧАЯ СЕМЬЮ СИМФОНИЯМИ. ИНОГДА КОМПОЗИТОРЫ ИЗМЕНЯЮТ СОБСТВЕННОМУ СТИЛЮ, ИМИТИРУЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОШЛОГО ВРЕМЕНИ. ПРОКОФЬЕВУ ЭТО ОТЛИЧНО УДАЛОСЬ В ЕГО РАННЕЙ ПЕРВОЙ СИМФОНИИ, ИЗВЕСТНОЙ КАК «КЛАССИЧЕСКАЯ». ОН НАПИСАЛ ЕЁ В ДУХЕ КЛАССИЦИЗМА: В МУЗЫКЕ СЛЫШАТСЯ ОТГОЛОСКИ ИЗЯЩНОСТИ ГАЙДНА И ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ МОЦАРТА. ЭТА ОЖИВЛЁННАЯ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ, КАК И СИМФОНИЯ В ЦЕЛОМ, ОТМЕЧЕНА ЛЁГКОСТЬЮ ОРКЕСТРОВКИ И ВЫЗЫВАЕТ В ПАМЯТИ ОЧАРОВАНИЕ БОЛЕЕ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ. К ПРИМЕРУ, ИЗЫСКАННАЯ МЕЛОДИЯ СКРИПОК, ЗВУЧАЩАЯ ПОД РИТМИЧНЫЙ АККОМПАНЕМЕНТ ФАГОТА, НАПОМИНАЕТ МУЗЫКУ ГАЙДНА. ОДНАКО НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ИСКУСНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ С МНОЖЕСТВОМ ГАРМОНИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ, ПРИНАДЛЕЖАВШИХ СКОРЕЕ ПРОКОФЬЕВУ И ЕГО ВРЕМЕНИ, НЕЖЕЛИ XVIII ВЕКУ.
КОГДА ПРОКОФЬЕВ СОЗДАВАЛ СВОЮ «КЛАССИЧЕСКУЮ» СИМФОНИЮ, ОН ПИСАЛ: «МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕСЛИ БЫ ГАЙДН ДОЖИЛ ДО НАШИХ ДНЕЙ, ОН СОХРАНИЛ БЫ СВОЮ МАНЕРУ ПИСЬМА И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВОСПРИНЯЛ БЫ КОЕ-ЧТО ОТ НОВОГО. ТАКУЮ СИМФОНИЮ МНЕ И ХОТЕЛОСЬ НАПИСАТЬ». ВОТ И В ЕГО СИМФОНИИ СКРОМНАЯ ФАКТУРА И ПРОЗРАЧНАЯ ОРКЕСТРОВКА В СТИЛЕ ГАЙДНА И МОЦАРТА СОЧЕТАЛИСЬ С «НАЛЁТОМ НОВЫХ ГАРМОНИЙ». ЭТО ТОЖЕ БЫЛО В СТИЛЕ ГАЙДНА. ВЫ ВЕДЬ ПОМНИТЕ, ЧТО «ОТЦА СИМФОНИИ» В СВОЁ ВРЕМЯ ОБВИНЯЛИ В «СКАНДАЛЬНОЙ ВЕСЁЛОСТИ И НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ СТРОГОГО ГОЛОСОВЕДЕНИЯ». КОМПОЗИТОР ЗАКОНЧИЛ СИМФОНИЮ ЛЕТОМ 1917 ГОДА, В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ. ОН УДАЛИЛСЯ ОТ НЕВЗГОД НА СВОЮ ЗАГОРОДНУЮ ДАЧУ ПОД ПЕТРОГРАДОМ (ТАК СТАЛ НАЗЫВАТЬСЯ ПЕТЕРБУРГ В 1914 ГОДУ), ГДЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ СОЧИНЯЛ БЕЗ ФОРТЕПИАНО И ОБНАРУЖИЛ, ЧТО «ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, СОЧИНЁННЫЙ БЕЗ РОЯЛЯ, ЧАСТО ВЫХОДИТ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА». ИЗ-ЗА СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕВОЛЮЦИЕЙ, ПРЕМЬЕРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЫЛА ОТЛОЖЕНА. ОНА СОСТОЯЛАСЬ В МАЕ 1918 ГОДА. ПРОКОФЬЕВ ДИРИЖИРОВАЛ САМ, А СРЕДИ ЗРИТЕЛЕЙ НА ПРЕМЬЕРЕ ПРИСУТСТВОВАЛ НОВЫЙ НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ.