Психолого-педагогические особенности наблюдения детей с нарушениями слуха Доцент кафедры нормальной физиологии человека и животных, к.м.н. Дзюбайло Анна Владимировна
Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха. Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4- 6% всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1% этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты.
законодательство Имеются Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ФЗ и от ФЗ «Об образовании» по вопросам, касающимся социальной защиты детей- инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом «Глухой», который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида «Глухой». Инвалиды и Глухие – не одно и то же: Инвалиды – одни люди, а Глухие – совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других. Нужна декларация особых интересов Глухих, нужна институционализация этой идеи, нужно уважение к отдельной культуре глухих, нужна поддержка языка глухих, как равного словесному языку. Это не должно быть мифом, но даже если это миф, то он только и творит реальность, в которой мы, глухие, живем.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико- грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Причинами нарушения слуха у детей могут быть: Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем; Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг); Заболевания внутреннего уха и слухового нерва; Отклонения, возникающие до, во время или после родов; Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп); Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
Теоретической основой психолого-педагогической классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.
В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей: слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи); слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.). Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта: рано оглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими; позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Общая характеристика (Причины, виды, в чем проявляется) К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу. По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
По классификации Л.В.Неймана, слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости: Степень глухости Средняя потеря слуха в дБ ( Гц) Условия разборчивого восприятия речи I степень Не превышает 50 дБ Речь разговорной громкости на расстоянии не менее 1 м, шепот у ушной раковины и далее 11 степень От 50 до 70 дБ Речь разговорной громкости на расстоянии 0,5 1 м, шепот нет III степень Более 70 дБ Речь разговорной громкости у ушной раковины и до 0,5 м, шепот нет
Правовые основы работы со слабослышащими детьми Органы государственной власти Российской Федерации имеют несколько полномочий: а) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей; б) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; в) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций; г) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка; д) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха: 1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки. 2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.