Деятельность ученого, внесшего вклад в психологию лиц с нарушениями речи
ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА ( ) советский педагог, психолог
БИОГРАФИЯ Родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Беларусь). В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина.2-й МГУЛ.С. ВыготскогоЛ.И. БожовичА.В. ЗапорожецН.Г. МорозоваЛ.С. Славина Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году стала работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте (ЭДИ) (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР).Экспериментальном Дефектологическом Институте С 1931 по 1948 год заведовала Клиникой речи этого института. В 1941 г. защитила кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи.алексииаграфии Во время Великой Отечественной войны работала в военном госпитале в Уфе, занималась восстановлением речи больных с черепно-мозговыми травмами.Уфе С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководила отделом логопедии НИИ дефектологии. В 1961 г. защитила докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». До конца жизни работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1967 г. - АПН СССР).АПН РСФСР Умерла в Москве в 1989 г.
Вклад в развитие отечественной логопедии Самым крупным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.общего недоразвития речи
Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии.
Р.Е. Левиной разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии.
Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта.
НИИ дефектологии Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат ( Р.М. Боскис, Т.А. Власова Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Н.Г.Морозова,М.С. Певзнер, И.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф.).ЗанковА.Р. ЛурияН.Г.МорозоваМ.С. ПевзнерИ.М.Соловьёв На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.М.Е. Хватцевым
Избранные публикации