Педагогический проект «Секреты мнемотехники» Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна Челябинская область город Миасс год.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету».
Вид проекта Познаваиельно – творческий Время реализации В течение учебного года Участники проекта Дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед.
Мнемотехника система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый, Охотник, Желает, Знать, Где, Сидит, Фазан.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: - Речевое развитие; - Социально –коммуникативное развитие; - Художественно- эстетическое развитие; - Познавательное развитие.
Цель проекта: Научить детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни с помощью мнемотаблиц.
Задачи проекта: Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе; Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
В речи детей существуют следующие проблемы: Ребёнок с нарушением речи. Несформированность грамматического строя речи. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Бедная диалогическая речь. Отсутствие навыков культуры речи. Недостаточный словарный запас. Неспособность построить монолог. Плохая дикция.
I этап Информационно – аналитический. II этап Методическое обеспечение проекта. III этап Работа с родителями. IV этап Заключительный. (продукт проекта)
Условия реализации проекта: Интеграция и дифференциация материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е. Вераксы «Программа воспитания и обучения в детском саду» Наличие теоретических и практических знаний у педагогов. Анализ условий группы, ДОУ. Накопление, систематизация мнемотаблиц и создание речевой среды в условиях группы, ДОУ. Активное сотрудничество с семьей.
Сформированность коммуникативных навыков общения с помощью мнемотаблиц. Развитый словарный запас. Сформированность грамматического строя речи и связной речи. Достаточный уровень мотивации к занятиям по развитию речи. Ожидаемый результат
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов: 1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации). 3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией.
Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.
Мнемотаблицы могут использоваться: при пересказах художественной литературы. при обучении составлению рассказов. при отгадывании и загадывании загадок. при заучивании стихов.
«СКАЗКА МОЖЕТ ДАТЬ КЛЮЧИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЙТИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НОВЫМИ ПУТЯМИ, МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЗНАТЬ МИР, МОЖЕТ ОДАРИТЬ ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ» Д.РОДАРИ.
Мнемотаблицы по сказкам
Мнемотаблицы по загадкам
Загадка Под соснами, под ёлками, Лежит клубок с иголками. (Ёж)
Мнемотаблицы для обучения составлению рассказов
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить и конфетку положить
Как над горкой снег, снег. Как под горкой снег, снег. А под снегом спит медведь, Тише, тише! Не шуметь.
Наши успехи и результаты: У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; Расширился круг знаний об окружающем мире; Расширился активный и пассивный словарный запас; Появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; Дети преодолели робость, застенчивость.
Информация для родителей в родительском уголке Картотека таблиц по мнемотехнике
«Наши мнемотаблицы»
Мои свидетельства.
Спасибо за внимание