Наблюдение – метод чувственного познания природы Преподаватель методики экологического образования Кукарина Ольга Сафоновна
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Виды экологических наблюдений По характеру познавательной задачи По количеству детей По целям и объекту наблюдения
По характеру Познавательной задачи распознающеевоссоздающее
По количеству детей индивидуальное групповое фронтальное
По целям и объекту наблюдения эпизодическое (кратковременное) длительное итоговое (обобщающее)
Требования к организации наблюдения 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6.Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему. 8. В процессе наблюдения дети должны самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте (цвет, форма, температура). 9. Наблюдение должно быть не продолжительным (3 -10) минут.
Структура наблюдения начало основная часть Заключительная часть
Содержание наблюдения 1. Выделение самих объектов (целого). 2. Выделение частей, из которых они состоят (строение растений и животных). 3. Различные проявления живых существ (способы функционирования, для животных- разные формы поведения). 4. Определение свойств и характеристик объектов и их частей ( цвет, размер, форма и т.д.) 5. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Приёмы руководства наблюдением -обследование с помощью разных анализаторов; -сравнение; -вопросы разного характера; -звукоподражание; -имитация движений; -поисковые действия, опыты; -привлечение личного опыта детей; -трудовые действия по уходу за растениями и животными;
-связь с игровой деятельностью; -использование художественного слова; -моделирование; -продуктивная деятельность; -обобщение результатов наблюдения.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы (Николаева С.Н.) -ежедневное наблюдение за погодой; -рассматривание растений, покрова земли, поиск животных; -ежедневная работа с календарём.
Циклическая организация наблюдений (Николаева С.Н.) Цикл наблюдений – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое наблюдение цикла имеет: -своё содержание; -цель; -не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
Количество наблюдений в цикле: -младшая группа, средняя группа от 4 до 6 наблюдений; -старшая группа 8-10 наблюдений.
Фиксация наблюдений -Работа с календарями; -Зарисовки детей в дневниках наблюдений; -Отражение в продуктивных видах деятельности; -Создание гербариев; -Изготовление книжек – самоделок и т.д.
Планирование наблюдений 1. Название наблюдения. 2. Программное содержание: - образовательные задачи; - развивающие задачи; - воспитательные задачи; - словарная работа. 3.Оборудование. 4. Методические приёмы: - младшая, средняя группа – 3-4 основных вопроса; - старшая, подготовительная – 5-6 основных вопроса. 5. Художественное слово, песенка, дидактическая игра и т.д.
Спасибо за внимание!