Эпоха возрождения и научная латынь Выполнила студентка 103 группы педиатрического факультета Шаламова Д.А. Научный руководитель: Егорова Л.О. ГОСУДАРСТВЕННОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛА: СПИРИДОНОВА ВЕРА ФЛБ-21 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.
Advertisements

Презентация студента группы ФЛБ-22 Новикова Ильи..
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
Период поздней латыни. Эпоха поздней империи и возникновения варварских государств. В произведениях писателей этой поры - преимущественно историков и.
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК урок 1 LINGUA LATINA. ВАТИКАН ALBA LONGA I век до н.э.
Культура Древнего Рима Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного.
Попова Анжелика М-11. После распада Римской империи в V в. н.э. каждое государство нуждалось в развитом и многофункциональном языке. Таким языком для.
Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина Презентация НА ТЕМУ : История латинского языка Выполнил(а) студентка группы 7171 Зайцева.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕГЫ АПРЕСЯН ЛИЛИТ 111 С. Гигиена - медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с.
© ООО «Баласс», 2012 Образовательная система «Школа 2100» Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков Автор презентации: Казаринова.
Сомова Светлана Геннадьевна Что изучает история средних веков? План урока: 1. Периодизация истории 2. Что изучает история средних веков? 3. Источники по.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Учебный элемент 11 «Античная литература» Модуль 1 «Латинский язык в контексте европейской культуры»
Занятие г. Римская империя Восточная (Византийская), Г. Константинополь Традиционные центры древней и эллинистической культуры Греции, Египта, Малой.
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Малёнова Евгения Дмитриевна К.ф.н., доцент кафедры английской филологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
1. Средневековье как часть всемирной истории. 2. Основные этапы эпохи Средневековья. 3. Исторические источники, их типы и виды. 4. Путешествие по учебнику.
Главная задача библиотеки школы - оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Среди современных средств информации книга занимает.
Транксрипт:

Эпоха возрождения и научная латынь Выполнила студентка 103 группы педиатрического факультета Шаламова Д.А. Научный руководитель: Егорова Л.О. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А.ВАГНЕРА » МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План 1. Историческое развитие латинского языка 2. Национальные языки 3. Грани латинского языка в эпоху возрождения 4. Гуманисты 5. Собиратели классической латыни 6. Латынь в науке

Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Он называется латинским Lingua Latina, так как на нем разговаривали латины (Latini – одно из племен древней Италии), населявшие наибольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр (Tiberis). Центром этой области в VIII веке до н.э. (в 753 г. до н.э., как считают древние историки) стал город Рим (Roma), поэтому жители Лация называли себя также римлянами (Romani).

Историческое развитие латинского языка Период архаической латыни (от первых сохранившихся письменных памятников до начала I века до н.э.). Древнейшие памятники датируются примерно VI веком до н.э. и их сравнительно немного. Значительно возрастает количество памятников с III века до н.э. Это связано с ростом могущества Рима, покорившего к этому времени большую часть Италии. Из латинских авторов этого периода нам известны имена драматурга и писателя Гнея Невия, эпического поэта и драматурга Квинта Энния. Крупнейшими же представителями архаического периода в области литературного языка являются комедиографы: Тит Макций Плавт (ок. 254 – ок. 184 гг. до н.э.), Публий Теренций Афр (190 – 159 гг. до н.э.). Кроме того от этого периода дошли многочисленные надгробные надписи и официальные документы.

Историческое развитие латинского языка Период классической латыни (80-е гг. до н.э. – 14 г. н.э.) Этот период представлен блестящей плеядой авторов. В ораторской прозе: Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.); в исторической прозе: Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), Гай Саллюстий Крисп (86 – 35 гг. до н.э.). Самыми знаменитыми поэтами этого периода были : Тит Лукреций Кар (98 – 35 гг. до н.э.), Гай Валерий Катулл (87 – 54 гг. до н.э.), Публий Вергилий Марон (70 – 19 гг. до н.э.), Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг. до н.э.), Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Благодаря последним трем поэтам, расцвет творчества которых совпал с периодом правления Августа, эпоха Августа получила название золотого века римской поэзии. В большинстве вузов мира изучается латинский язык именно этого периода.

Историческое развитие латинского языка Период после классической латыни (I – II века н.э.). Наиболее известные авторы этого периода: философ и поэт-драматург Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), поэт-сатирик Марк Валерий Марциал (42 – 102 гг. н.э.), поэт Децим Юний Ювенал (60 – 127 гг.), историк Гай Корнелий Тацит (55 – 120 гг.), философ и писатель Апулей (124 - ?). Язык этих писателей отличается значительным своеобразием в выборе стилистических средств, однако грамматические нормы классической латыни практически не нарушаются, поэтому деление на классическую и после классическую латынь имеет скорее литературоведческий, чем лингвистический характер.

Историческое развитие латинского языка Период поздней латыни (III – VI вв.) – эпоха поздней Империи и возникновения варварских государств после ее падения в 476 г. Античные традиции в литературном творчестве этого периода, за редким исключением, угасают. Существенным фактором в духовной жизни периода поздней империи становится распространение христианства и появление христианской литературы на латинском языке – Иероним (ок. 348 – 420 гг.), Августин (354 – 430 гг.) и др. В произведениях поздних латинских авторов находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготавливающие переход к новым романским языкам.

Национальные языки После падения Западной империи и нашествия варваров Рим утратил свою ведущую политическую роль. С IV по XIII век каждая область бывшей Римской империи жила своей обособленной жизнью. Все более увеличивались языковые расхождения между бывшими романскими провинциями.

Итак, в XIII – XIV веках начинается процесс создания национальных языков. Эпоха великих географических открытий знакомит европейцев с неизвестными народами, языками, появляются описания новых языков. Самый яркий пример – немецкий язык. Представление о грамматическом строе немецкого языка складывалось постепенно; и способствовало его выработке практика преподавания латыни. Поскольку на ранних этапах обучения латинской грамматике ученики плохо знали латынь, приходилось прибегать к помощи родного языка, хотя по официальным требованиям занятия в церковных и монастырских школах нужно было целиком проводить на латыни.

Грани латинского языка в эпоху возрождения Гуманисты Средневековая латынь достаточно далеко ушла от классических образцов, и в XIV в. в Италии началось движение за возвращение к образцовой латыни Цицерона, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты презрительно именовали «кухонной латынью» Латинский язык остается в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения.

Собиратели классической латыни Основной массив известной нам латинской литературы был введен в обиход именно деятелями эпохи Возрождения. Более тщательное знакомство с выдающимися образцами латинской поэзии и прозы способствовало обогащению латыни эпохи Возрождения. Кроме того, эпоха Возрождения это время не только собирания и издания латинской классики, но и время интенсивного её изучения. Тщательно выполненные издания снабжались исчерпывающими комментариями самого разнообразного характера.

Латынь в науке В XVI веке во всех странах Европы на латинском языке выходило больше книг, чем на национальных языках. В эту же эпоху латинский язык начал завоевывать положение международного языка науки. Ученые-гуманисты эпохи Возрождения вели активную борьбу за классическую латынь, за очищение ее от вульгаризмов, устраняли арабские слова из греко-латинской терминологии. В эпоху Возрождения были заложены основы международной медицинской терминологии. Большая работа проводилась по унификации и систематизации терминологии медицины, фармации, химии и других наук, выпускались словари по отдельным разделам наук. Эпоха Возрождения оставила нам огромное количество научных трудов на латинском языке.

Латынь в науке Особенно интенсивно развивается лекарственная номенклатура. Названия лекарств, как правило, образуют из греческих или латинских словообразующих элементов. В этом отношении «мертвые» языки предоставляют большие возможности, так как они не используются как разговорные, поэтому значения отдельных слов уже не меняются и за ними закрепляется вполне определенный смысл. Во многих случаях тем или иным латинским элементам придается новое значение, которого они не имели в древнем языке. Знание латинских словообразующих элементов, получивших международное, значение

Латынь в науке Рецепты в большинстве стран мира пишутся на латинском языке по правилам латинской грамматики и синтаксиса. Поэтому рецепт, выписанный, например, немецким врачом, может быть понят в любой стране мира, и, наоборот, по рецепту, выписанному российским или белорусским врачом, может быть приготовлено лекарство в Корее.

Латынь в науке В гуманитарных и естественных науках латынь продолжала жить своей особой жизнью, оставаясь универсальным международным "языком учености". В эпоху Возрождения и в Новое время многие тексты греческих авторов были переведены на латынь. По- латыни написаны многие произведения таких выдающихся философов Нового времени, как, например, Декарт и Лейбниц. Превосходным знатоком латыни и римской литературы был известный философ и писатель Монтень. В сочинениях Канта и даже более поздних мыслителей мы встречаем массу латинских терминов, которые призваны придать выражаемой мысли дополнительную строгость. В личной переписке также часто использовали именно латинский язык.

Латынь в науке Латынь оставалась рабочим языком в области точных и естественных наук. Знаменитый ученый Исаак Ньютон часто прибегал к латинскому языку, считая его наиболее адекватным средством для выражения точных суждений. Вообще, знание латыни и умение четко выражать свои мысли при помощи латинской терминологии было свойственно всем крупным ученым этой эпохи. На латыни написаны многие труды Ломоносова. Научная терминология Нового времени построена на основе латинского языка.

В настоящее время значение латинского языка не столь велико, тем не мене он играет весьма важную роль в системе гуманитарного образования. Несомненную помощь окажет изучение латинского языка в таких областях человеческого знания как история,филология, юриспруденция, медицина, биология, ветеринария. Латинский язык, наряду с древнегреческим, и в настоящее время служит источником для образования международной общественно-политической и научной терминологии.

Спасибо за внимание!