Филиал ТОО «Республиканский центр профессионального развития «Санат» Современное сестринское дело в педиатрии к.м.н.Максутова А.К.
Целью этого метода является сбор информации о больном. Сестринское обследование проводится двумя методами: субъективным объективным
Субъективное обследование: опрос ребенка (пациента) беседа с родителями ребенка, или опекунами или родственниками, соседями или лицами кто был в сопровождении с ребенком беседа с работниками скорой помощи ознакомление с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного). Ознакомление объемом оказанной медицинской или какой-либо помощи до доставки в стационар
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента. Расспрос играет огромную роль в: предварительном заключении о причине болезни; оценке и течении заболевания; оценке дефицита самообслуживания. Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин. Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей: паспортная часть жалобы пациента anamnesis morbe anamnesis vitae аллергические реакции
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу. Из жалоб пациента выделяют: актуальные (приоритетные) главные дополнительные Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Объективное обследование: физическое обследование знакомство с медицинской картой беседа с лечащим врачом изучение медицинской литературы по уходу Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану: общий осмотр осмотр определенных систем Методы обследования: основные дополнительные К основным методам обследования относятся: общий осмотр пальпация перкуссия аускультация
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования. Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания. Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента. После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
При общем осмотре определяют: 1. общее состояние пациента: крайне тяжелое средней тяжести удовлетворительное 2. положение пациента в постели: активное пассивное вынужденное 3. состояние сознания (различают пять видов): ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы помраченное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно сопор – патологический сон, сознание отсутствует кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов
4. данные антропометрии: рост вес 5. дыхание; самостоятельное затрудненное свободное кашель 6. наличие или отсутствие одышки; различают следующие виды одышки: экспираторная инспираторная смешанная 7. частоту дыхательных движений (ЧДД) 8. артериальное давление (АД) 9. пульс (Ps) 10. данные термометрии и т. д.
Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку. Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела. Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла. Термометрия – измерение температуры тела термометром. Одышка (диспноэ) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Anamnesis morbe Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому: уточняют начало заболевания (острое или постепенное); далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли; затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения; уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты; следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии; уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента. Anamnesis vitae собирается по схеме: биография пациента перенесенные заболевания условия труда и быта интоксикация вредные привычки семейная и половая жизнь наследственность
Сортировка и концепция АВС
Что такое сортировка? Сортировка - это процесс быстрой оценки всех поступающих детей, с целью выявления у них: 1. Неотложных признаков – требующих немедленного лечения!!! 2. Приоритетных признаков – требующих неотложного внимания и обследования 3. Несрочных случаев– кто может ждать в очереди
Когда? Где? Кто? Когда? - до начала регистрации и других процедур, сразу при поступлении в приемное отделение Где? – в приемном отделении, в палате Кто? – все врачи и медсестры должны уметь проводить сортировку, а также парамедики (немедицинский персонал больницы) должны знать куда направлять больного с неотложным признаком Обязательно! отдельная комната с кушеткой или кроватью посередине, достаточно места для оказания помощи и наличие минимального набора медикаментов и оборудования для оказания неотложной помощи
Как проводить сортировку? Держите в памяти АВС, где каждая буква - неотложный признак: A Проходимость дыхательных путей (Airway) BДыхание (Breathing) C Кровообращение (Circulation) Кома (Coma) Конвульсии ( Convulsions)
Неотложные признаки: А Нарушение проходимости дыхательных путей B Центральный цианоз Тяжелая дыхательная недостаточность C Нарушение кровообращения (шок) Кома Судороги D Обезвоживание (тяжелое)
1. Начинайте немедленно лечение! 2. Перед началом лечения неотложного признака спросите о травме головы или шеи; 3. Позовите опытного профессионального медицинского работника; 4. Произведите забор крови для экстренных лабораторных исследований (уровень глюкозы крови, гемоглобин); Если неотложного признака нет – ищите приоритетные признаки Если любой неотложный признак выявлен
Возраст до Двух месяцев Расстройство Дыхания Температура: ребенок очень горячий; Травма или другое срочное хирургическое состояние; Ребенок поступил по срочному Направлению из другого медицинского учреждения; Нарушение питания: видимые признаки тяжелого истощения; Бледность (выраженная); Боль (сильная); Ребенок Беспокоен, болезненно раздражим или, напротив, заторможен; Отравление; Ожоги (значительные); Отечность обеих стоп. Можно запомнить при помощи формулы 2ДТН + 3БО: Приоритетные признаки
Если приоритетного признака нет, это НЕСРОЧНЫЙ СЛУЧАЙ. Поставьте ребенка в очередь Если любой приоритетный признак выявлен ребенка необходимо перевести в начало очереди
Этап сортировки Действие медработника Оцените А Если положителен, лечите. Если отрицателен, перейти к В Оцените В Если положителен, лечите. Если отрицателен, перейти к С Оцените С Если положителен, лечите. Если отрицателен, перейти к приоритетным признакам Оцените Приоритетные признаки Если положителен, переведите в начало очереди. Если отрицателен, это - несрочный случай. Несрочный случай Поставьте ребенка в очередь Этапы сортировки