МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях
Объект исследования: психологические особенности детей с синдромом Дауна Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности психолого- педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Существуют психологические особенности развития детей, обусловленные синдромом Дауна; Создание эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольной образовательной организации способствует формированию основных базовых навыков, и обогащению опыта ребенка с синдромом Дауна, оптимизируя его психическое развитие.
Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы аномалии психического развития в психолого-педагогической литературе; 2. Рассмотреть особенности психического развития ребенка с синдромом Дауна в дошкольном периоде; 3. Изучить существующую практику психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в дошкольной образовательной организации; 4. Разработать и апробировать диагностический инструментарий для исследования психики ребенка с синдромом Дауна; 5. Разработать и апробировать адаптационную психокоррекционную программу «Психолого- педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в детских образовательных организациях» и исследовать возможности психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в дошкольных образовательных учреждениях.
Методы исследования Диагностический метод анализ научной психолого педагогической, методической литературы по изучаемой проблеме Организационный метод сравнение особенностей психического развития детей с ОВЗ и здоровых детей в возрасте (3- 4 года Лонгитюдный эксперимент многократные обследования одних и тех же детей на протяжении 24-х недель Эмпирический метод Обрабатывающий метод Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Контролирующий эксперимент: Для исследования уровня психического развития детей и диагностики возрастных особенностей развития детей раннего возраста использовались методики: Методика Н. Я. Семаго., А. Ю. Панасюк и Л. А. Бударева, и Е. М. Мастюковой «Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна», срок воздействия 24 недели; Повторный замер контрольной и экспериментальной группы; методы математической статистики: t-критерий Стьюдента; корреляционный анализ. Обработка экспериментальных данных с помощью компьютерного пакета программ STATISTICA 10.
ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования испытуемые База исследования Констатирующий эксперимент Дети с ОВЗ 10 чел. Здоровые дети 10 чел. МБДОУ Сосновский детский сад «Звездочка»; МАДОУ «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово; Центр психолого- педагогической помощи населению Гурьевского муниципального района Контролирующий эксперимент Эксперименталь ная группа Контрольная группа Дети с ОВЗ 5 человек Дети с ОВЗ 5 человек
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: Психологическое состояние детей с синдромом Дауна ниже возрастной нормы обычных детей. Такие дети позже осваивают бытовые навыки, речь и другие простые функции, необходимые в повседневной жизни. У них позже формируются координация движений и ориентирование в пространстве; Создание эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми потребностями в дошкольной образовательной организации способствует формированию основных базовых навыков: созданию мотивации к взаимодействию и общению, развитию речевой активности ребенка, развитию познавательной сферы (зрительного, слухового внимания, памяти), развития общей и мелкой моторики, а так же вербального и начального вербального развития и других психических процессов.;
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 2
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: :
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВТОРОГО ЗАМЕРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОВЗ 5
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВТОРОГО ЗАМЕРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОВЗ 6
ВЫВОД В процессе исследования установлено, что большинство выявленных отклонений являются вторичными и накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствуют дальнейшему развитию. Именно это является одной из причин чрезвычайной неоднородности показателей развития у детей с синдромом Дауна; Доказано, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольной организации обеспечивает изменение таких психических процессов, как: развитие общей и мелкой моторики, индивидуально- социального поведения, уровня эмоциональной, познавательной и психофизиологической сферы. Положительная динамика роста обозначенных показателей свидетельствует о достижении поставленной цели в данной научной работе.