НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
В историю живописи Николай Николаевич Ге вошел, как мастер исторических и религиозных сюжетов и как прекрасный пейзажист. Его кисти принадлежат и ряд великолепных портретов. Исторические полотна художника очень достоверны и полны драматизма
Картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" написана художником в 1872 году к празднованию в России 200 летия со дня рождения Петра I. Замысел картины рождался в результате горячих споров о будущем России, о значении петровских реформ.
Обстановка и персонажи на картине выписаны художником с удивительной исторической достоверностью. Допрос Царевича происходил в любимом Петром I Монплезире в Петергофе на следующий день после указа царя о лишении старшего сына царевича Алексея права на престол.
На лице Петра горечь и презрение к сыну-изменнику. Царевич стоит, опустив голову, его тщедушная, жалкая фигура и бледность некрасивого лица, свидетельствуют о страхе за содеянное предательство. Но нет на нем, ни тени раскаяния. Основная идея картины – конфликт старого, связанного с прошлым и нового, прогрессивного. Алексей олицетворяет силы, тормозящие прогресс России, умный и деятельный Петр это ее великое будущее.
Богатое убранство кабинета только подчеркивает трагизм ситуации. Свет пасмурного дня как нельзя больше соответствует состоянию персонажей этого сюжета. Художник запечатлел паузу в допросе царевича.
Всё убранство в комнате очень богатое. Роскошь наблюдается везде. Деревянный стол покрыт толстой дорогой скатертью с позолотой. На столе лежат какие-то документы и чернильница с пером. На полу лежит часть документа. Можно предположить, что он оказался там неслучайно. Возможно, Петр I в припадке гнева, швырнул его на пол под ноги.
На стенах висят старинные картины в массивных рамках, которые в сочетании с большим камином создают особый колорит. Резные стулья и кресла, обшитые красной тканью, служат отличным дополнением ко всему убранству.