В XIX столетии религиозная жизнь на Вятке достигает своеобразной вершины, хотя развивается и светская культура. Основную часть верующих в Вятской губернии XIX века составляли православные христиане.
На втором месте по численности среди верующих стояли мусульмане, которые имели 119 мечетей. Большую группу верующих составляли старообрядцы. В середине XIX в. в Вятской губернии началось формирование лютерранской общины, которая, несмотря на свою малочисленюность, стала одной из наиболее авторитетных неправославных религиозных организаций края
Представители Евангелическо-лютерранской церкви занимали прочные позиции в экономике региона, в частности в металлургии и производстве оружия. Так- же лютерране были весомо представлены в местных органах власти, занимая посты от мелких чиновников до губернатора (например, М. К. Клингенберг). Рассмотрим основные социальнодемографические характеристики вятских лютерран, которые во многом объясняют их особое положение в региональном социуме.
Динамика численности вятских лютерран во второй половине XIX – начале ХХ в. Годы Числен юность лютер- ран (чел.)
лютерране были крайне неравно- мерно размещены по территории края. Больше половины из них (72 чел.) проживали в Сарапульском уезде, главным образом в Ижевске. Вторым местом сосредоточения представителей данной конфессии была губернская столица, где насчитывалось 39 лютерран. Как мы видим, на территории Вятского и Сарапульского уездов в 1855 г. жили 111 чел. лютерранского исповедания, что со- стравляло 82% от их общего количества. Таким образом, в Вятской губернии изначально оформились два крупных центра размещения лютерран – Ижевск и Вятка, где проживали свыше 2/3 всех вятских лютерран. Поэтому не случайно, что именно здесь сформировались устойчивые лютерранские общины и были построены две лютерранские кирхи.
источники Википедия Архив Вятской губернии