Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в семье директора Тобольской гимназии. По окончании гимназии он поступил в педагогический институт в Петербурге. Здесь зародилась страсть Д.И.Менделеева к химии, были выполнены им первые научные работы и определился жизненный путь. Окончив институт с золотой медалью, Д.И.Менделеев два года учительствовал, а затем и вёл курс химии в Петербургском университете. Важным событием в его жизни была командировка за границу. Здесь молодой учёный присутствовал на историческом Всемирном съезде химиков в Карлсруэ. Дальтон выдвинув идею атомной массы, но его метод определения атомных масс оказался ошибочным. Это породило ещё более непримиримые разногласия между химиками, вплоть до отрицания существования атомов. Для разрешения разногласий и был созван съезд в Карлсруэ. Противники атомистического учения потерпели на нём поражение: бесспорные способы определения относительных атомных масс элементов были найдены.
Вскоре Д.И.Менделеев защитил диссертацию Рассуждение о соединении спирта с водой. Начиная с этой научной работы, Д.И.Менделеев развивает химическую теорию растворов, объясняющую растворение образованием непрочных соединений растворённого вещества с растворителем. Но всемирную славу Д.И.Менделееву принесло открытие в 1869 году периодического закона. Первые шаги на пути к этому открытию были сделаны им ещё в студенческих работах. Утверждение на съезде в Карлсруе истинных относительных атомных масс элементов доставило необходимый материал, хотя к этому времени относительные атомные массы многих элементов оставались ещё не исправленными.
Теория и практика неразрывно сочетались во всех трудах Д.И.Менделеева, каких бы вопросов он ни касался. А научные интересы его были необычайно широки. Он оставил глубокий след в технике точных измерений, в теории воздухоплавания, в физике и химической технологии. Много сил отдал Д.И.Менделеев борьбе за всестороннее и разумное использование богатств России, пропаганде рационального размещения заводов на территории страны, а также педагогической деятельности, которую он назвал своей второй службой Родине. Как учёный, Д.И.Менделеев видел цель науки в научном предвидении и практическом использовании её достижений, а цель своего служения науке – в посильном процветанию Родины, её экономической и политической независимости.
Как странный патриот, Д.И.Менделеев имел немало врагов среди учёных – чиновников, прислужников царизма. Это стало одной из причин отклонения кандидатуры его, всемирно признанного учёного, Почётного члена почти всёх академий мира, при выборах в Петербургскую Академию наук. Во время студенческих волнений в 90 – годах прошлого столетия Д.И.Менделеев пытался заступиться за студентов перед царским министром просвещения, за что получил отповёдь. И был вынужден покинуть университет. В 1907 году Д.И.Менделева не стало. Огромная толпа проводила его в последний путь. Впереди несли огромную периодическую таблицу химических элементов. Научные и технические идеи Д.И.Менделеева развиваются и притворяются в многочисленных трудах советских и зарубежных учёных.