Государственный Налоговый Комитет Республики Узбекистан Налоговая Академия Самостоятельная Работа на тему: « Выбор модели в годы независимости» Выполнила: студентка 1-го курса Рузихужаева Зилола Проверила: Зайниддинова У.Ж.
План: 1. Обретение независимости Узбекистана; 2. Выборы первого президента Республики Узбекистан; 3. Создание новой Модели Узбекистана; 4. Стратегия действия нынешнего Узбекистана.
«Узбекистан государство великого будущего. Это суверенное, демократическое, правовое государство. Это государство, основанное на принципах гуманизма, обеспечивающее права и свободы граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и политических убеждений. Источником государственной власти является народ. Его воля определяет политику государства».
ВВЕДЕНИЕ Обретение нами 25 лет назад независимости и возрождение национальной государственности, занятие достойного места в ряду суверенных и независимых государств мира, полный отказ от не оправдавшей себя тоталитарной системы и реализация глубоко продуманной, основанной на реформах, отвечающих нашим национальным интересам, стратегии, которая получила признание в мире как "узбекская модель" развития, – все это сегодня доказывает, насколько правильным был избранный нами путь. Наглядное тому подтверждение – возрастающие мощь и экономический потенциал Узбекистана, устойчиво сохраняющиеся в последние 11 лет темпы роста валового внутреннего продукта нашей страны, в числе немногих государств мира, на уровне не менее 8 процентов, неуклонное повышение уровня и качества жизни нашего народа.
1. Обретение независимости Узбекистана.
Самое важное наше достижение – это формирование молодого поколения, нашей опоры и надежды, самостоятельно, по-новому мыслящими личностями, глубоко овладевающими современными знаниями и профессиями, осознающими себя решающей силой нашего завтрашнего дня, способными взять на себя ответственность за судьбу и будущее Родины. С первых дней независимости воспитание именно такой молодежи мы определили нашей приоритетной задачей, и сегодня становится все более очевидным, насколько дальновидным было это решение.
31 августа 1991 года в Ташкенте на внеочередной 7 сессии Верховного Совета (ВС) Узбекской ССР было принято заявление Верховного Совета о государственной независимости республики и соответствующим постановлением 1 сентября утверждался Днем независимости. В тот же день был принят закон "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан".
2. Выборы первого президента Республики Узбекистан
Народ Узбекистана является единственным источником государственной власти. В демократическом правовом государстве народовластие в основном осуществляется на основе представительства, то есть всенародных выборов в государственные органы власти. Вопросы государственного значения выносятся на всенародное обсуждение - на референдум. Создание необходимых условий, правовых основ для обеспечения права выбора, свободного волеизъявления народа, осуществления и защиты своих интересов важнейший принцип демократии.
24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР Ислам Абдуганиевич Каримов был избран Президентом Узбекской ССР. 29 декабря 1991 года на всенародных выборах, которые прошли на альтернативной основе, он был избран Первым Президентом Республики Узбекистан. Возглавляя независимый Узбекистан в течение 25 лет, Ислам Абдуганиевич Каримов завоевал высочайший авторитет в стране и на международной арене как выдающийся государственный деятель, разработавший и претворивший в жизнь глубоко продуманную стратегию строительства правового демократического государства с открытым гражданским обществом и рыночной экономикой. Сохранение и укрепление суверенитета и независимости Узбекистана всегда являлись высочайшим приоритетом Президента Ислама Каримова, и это стало основополагающим принципом его политики.
3. Создание новой Модели Узбекистана
Таким образом, своеобразный путь развития Узбекистана был четко определен и теоретически, и практически. «Узбекская модель» развития, не повторив ни одной уже существующей модели, по своей сути и содержанию является абсолютно новой. Этот путь и у нас в народе, и на международной арене был воспринят как «узбекская модель».
1. Деидеологизация экономики, приоритет экономики над политикой, развитие экономики согласно внутренним законам. 2. Государство главный реформатор, инициатор экономических преобразований. 3. Верховенство закона, равноправие всех перед законом, законопослушание. 4. Реализация сильной социальной политики на всех этапах перехода к рыночной экономике, приоритет социальной защиты нуждающихся слоев населения. 5. Поэтапный и неуклонный переход к рыночной экономике, осуществление реформ без «революционных» скачков. Ислам Каримов в своей работе под названием «Узбекистан - своеобразный путь перехода к рыночным отношениям», изданной в 1993 году, обосновал пять принципов построения нового государства:
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в годах: Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан.
Направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации; 1. Совершенствование государственного и общественного строительства:
Направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг; 2. Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно- правовой системы,
Направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально- экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата; 3. Развитие и либерализацию экономики,
Направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально- политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно- транспортной, инженерно- коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики; 4. Развитие социальной сферы:
Направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны. 5. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономика нашей страны за годы независимости развивалась на основе собственной модели модернизации и обновления общества с учетом имеющегося потенциала республики, истории государственности нашего народа, национальных ценностей, а также передового мирового опыта. Благодаря последовательному осуществлению масштабных реформ во всех отраслях и сферах за годы независимости в Узбекистане кардинально изменена структура экономики, создан надежный фундамент для устойчивого развития. Одним лишь свидетельством тому является наблюдаемая за последние годы сбалансированность основных макроэкономических показателей.
Использованная литература Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. –Т.: Узбекистон 1992 г. Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Т.: Узбекистон 1993 г Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.- Т.: Узбекистон 1995 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Угроза безопасности, условия и гарантия прогресса.- Т.: Узбекистон 1997 г. Каримов И.А. Либерализация экономики, эффективное использование ресурсов – наше главное направление.- Т.: Узбекистон 2002 г. Каримов И.А. Рациональное использование имеющегося потенциала и ресурсов – фактор прогресса.- Т.: Узбекистон 2004 г. Каримов И.А. Со старыми взглядами и подходами невозможно построить новую жизнь.- Т.: Узбекистон 2005 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!