«Русская матрешка» Авторы проекта: Пронченко С.Н. Сидорова Л.А год
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы ЗПР, родители, воспитатели. Проект: информационно-творческий, кратковременный – 2 недели. Результат проекта: 1. Оформление альбома «История матрешки». 2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке. 3. Мини - экспозиция «Русская матрешка». 4. Презентация для детей «Русская матрешка».
Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла. 2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции). 3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные). 4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания. 6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей. 7. Обогащать словарь детей. 8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Гипотеза: Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Актуальность: Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Этапы реализации проекта 1 этап – Подготовительный 1. Планирование работы. 2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
2 этап. Основной Цель: 1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы. 2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре. 3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. 4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – майдан скую матрешек. 5. Познакомиться с этапами создания матрешек. 6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы. 7. Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность 1. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России». 2.Беседа: «Матрёшка – как символ семьи». 3. Изучение свойств дерева. Экспериментирование. 4. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность 1. Рассматривание изображений разных матрешек. 2. Чтение стихов и загадок о кукле. 3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». 5. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».
Продуктивная деятельность Рисование. Тема: «Красавицы - подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки) Лепка. Тема: «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).
Аппликация – конструирование. Тема: «Детская авторская матрёшка».
Игровая деятельность 1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички». 2. Дидактические игры: «Собери матрешку». «Построй ряд с закрытыми глазами». «Найди отличия». «Найди сестричку». 3. Пальчиковые игры «Мы матрешки…»
Работа с родителями: Консультация «Русская матрешка».
Создание мини - экспозиции «Русская матрешка».
3 этап. Заключительный Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе. Итог проекта: 1. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке. 2. Презентация для детей «Русская матрешка». 3. Мини - экспозиция «Русская матрешка». 4. Консультация для родителей «Русская матрешка».
Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фукуруму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.