Тип проекта По виду деятельности: исследовательский; по содержанию: межпредметный (русский язык, краеведение); по назначению: учебный по количеству участников: парный; по продолжительности: краткосрочный участники: учащиеся 8 Б класса
Участники проекта
Цель: Создание условий для формирования знаний о месте и значении диалектных слов в словарном запасе человека через поисковую деятельность. Задачи: Содействовать организации поисковой деятельности учащихся по теме «Диалектные слова»; Формировать умения собирать и обрабатывать информацию; способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, пробудить интерес к истории родного языка. кругозор, обогатить новыми знаниями.
Этапы работы над проектом 1. Поисковый Основополагающий вопрос: Зачем нужно знать диалектные слова? Проблемные вопросы: Какое место занимают диалектизм ы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время? Важно ли уметь различать «родные слова» в речи людей?
2. Аналитический этап Темы самостоятельных исследований: Провести поиск диалектных слов в словарях. Найти диалектизмы в произведениях сибирских писателей. Расспросить бабушек и дедушек, живущих на территории Киренского района, о диалектных словах, записать их значение. Провести опрос среди учеников и их родителей «Какие вы знаете диалектные слова?» Применить знания на практике (творческое задание: написать рассказы, диалоги с использованием диалектных слов).
3. Практический этап И мы так говорим!
Поиск диалектных слов в словарях
Опрос бабушек и дедушек, живущих на территории Киренского района, о диалектных словах, анкетирование учащихся.
Результаты анкетирования
Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода… Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять, И есть ли такие средства? (А. Яшин)
4. Презентационный этап
Родные слова
Поиск диалектных слов в произведениях сибирских писателей и выполнение творческих работ.
Словарь типичных слов и выражений Киренского района
«Да, все изменится: дома и дороги, поля и речки. Я знаю об этом. И если будет лучше старого, я ни о чем не стану жалеть. Но почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире». В. Белов
Спасибо за внимание!