Формирование экологической культуры у детей через проектно-исследовательскую деятельность.
Период дошкольного детства – это период активного познания мира. Мы знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они стремятся к активному взаимодействию с окружающей его средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Детям предлагается узнать, что можно сделать из воздуха и мыльной воды – мыльные пузыри.
Дети практическим путём знакомятся с четырьмя стихиями: водой, воздухом, землёй, огнём и тем самым удовлетворяют свою познавательную потребность.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной экспериментальной деятельности.
В увлекательной игровой форме дети получают знания из различных областей науки. Например, представления о различных физических свойствах воды (жидкое –несёт жизнь растениям), песка, воздуха.
Из всего многообразия объектов неживой природы дети тянуться к воде. Обычная и незаменимая вода обладает очень многими свойствами (меняет цвет, форму, состояние, температуру) и поэтому является отличным объектом для исследования у детей. Проводя совсем несложный опыт с водой и различными предметами «тонет-не тонет», дети учатся видеть проблему, рассуждать: «Почему одни предметы тонут, а другие плавают? Что значит тяжелее воды? Почему корабль не тонет, ведь он же тяжелый?».
Дети с большим интересом пользуются настоящими приборами: микроскопом, лупой, различными весами, биноклем, термометрами, магнитами, пробирками, измерительными приборами.
Посмотрите на этого мальчика – он удивляется, интересуется, познаёт. Вполне возможно он станет научным руководителем, а девочка – защитником экологии.
Как известно, все дети обожают играть с песком. Играя с песком, дети осваивают такие понятия, как измерение объема (вместимости); относительность и соотношение (в лопатке было много песка, а в ведерке сразу стало мало).
А так же дети обучаются счету (чтобы наполнить ведерко нужно 5 лопаток песка), ребенок задумывается, что нужно сделать, чтобы пирожки не рассыпались, узнает, как меняются свойства различных веществ и материалов в зависимости от внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.
Внимание! Проводится эксперимент «Дружит ли солнышко с песком». Дети делают заключение – дружит (Солнце согревает почву, песок, предметы).
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
В каждой группе создан уголок природы, где дети наблюдают, упражняются в трудовых навыках по уходу за растениями, ставят эксперименты – какое растение лучше развивается и радует нас-то, которое поливаем или то, которое с сухой почвой? Дети делают суждения и выводы, ведут дневники наблюдений.
Спасибо за внимание!