Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4А Куракина Ольга Андреевна Научный руководитель: Скомаровская Татьяна Владимировна «Возможности дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.
Во-вторых, проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально- психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Объектом исследования в данной дипломной работе является познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически выявить и путем опытно- экспериментальной работы проверить возможность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить роль дидактической игры в процессе обучения. 4. Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания. 5. Экспериментально проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Эмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, изучение документации, анализ продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент.
Теоретические аспекты проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Методика организации дидактических игр.
Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Основной целью исследования является определение влияния дидактических игр на познавательное развитие детей подготовительной группы.
Задачи: 1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности. 2. Создать картотеку дидактических игр. 3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Констатирующий этап эксперимента.
Формирующий этап эксперимента.
Дидактический материал к игре «Веселая математика»
Дидактический материал к игре «Звуковые часы»
Дидактический материал к игре «Кто больше действий назовет»
Сравнение уровней сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе до обучения и после обучения.
Сравнение уровней сформированности познавательной активности в контрольной группе до обучения и после обучения.
Спасибо за внимание!