Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби Факультет Философии и Политологии Кафедра Педагогики и образовательного менеджмента СРС 1 Тема : Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Выполнила : Сабыр Айганым 2 курс СПиС
План: 1. Причины Нарушения Опорно-двигательного Аппарата 2. Дети с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата представлены следующими категориями: 3. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА 4. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА 5. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА 6. Комплекс упражнений 7.Литература
Причины Нарушения Опорно- двигательного Аппарата Избыточная масса тела Неправильная ходьба Неверно подобранная обувь Длительное стояние Травмы стопы Спортивные травмы Причины наследственного характера Врожденная слабость связок Тонкость кости
Дети с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
с миопатией с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно- двигательного аппарата. : Дети с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата представлены следующими категориями:
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА В рамках инклюзивного обучения в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарат применяются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.
Наглядные методы наблюдение иллюстрация демонстрация
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА Упражнение Практическая работа Лабораторная работа
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА рассказ, объяснение беседа, работа с книгой.
Комплекс упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Комплекс упражнений для детей с диагнозом ПВДС. Цель: укрепить мышцы и связки стопы и голени; сформировать правильную постановку ног. 1. Ходьба на носках, руки на поясе – 1 круг. 2. Ходьба на носках, в полуприсяде – 1 круг. 3. Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг. 4. Ходьба по ребристой доске. 5. Восхождение по наклонной доске. 6. Лазание по перекладинам.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом –миотонический синдром. Цель: повысить тонус мышечной системы организма; формировать правильную осанку. 1. Ходьба по залу: - руки вверх, на носках; - руки вперёд, в полуприсяде; - вращение руками вперёд; - вращение руками назад; - руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох. И. п. – лёжа на спине 1. Потягивание; 2. Руки в стороны, ноги вместе, поднять голову, ноги к себе – 1,2,3, опустить -4; 3.Полумостик, руки в стороны; 4. Велосипед» 5. «Звёздочка» - руки и ноги в стороны, поднять вверх руки и ноги – 1,2,3, опустить Оттягивание носков стоп. 7. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом ДЦП Цель: Восстановить двигательную функцию; снизить повышенный тонус мышц; противодействовать развитию контрактур. ЛФК Пассивные и активные упражнения в крупных и мелких суставах рук. И. п. – сидя 1. Сжимание и разжимание кулачка – 1-2 мин.; 2. Разведение и сведение пальцев – 1 мин.; 3. Сгибание и разгибание всех пальцев по очереди в пястно- фаланговом суставе; 4. Отведение и приведение большого пальца; 5. Сопоставление большого пальца поочерёдно с кончиками всех остальных; 6. Поочерёдное поднимание каждого пальца вверх; 7. Упражнения с предметами
Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с НОДА в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность Для того чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Соблюдение санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);
1. соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения; 2. быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей детей с двигательными нарушениями; 3. четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом. (Arial, TimesNewRoman); 4. эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой; 5. не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка); Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с НОДА
Литература 1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами. – М., Анашкин Н.Я. Логопедическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях их санаторно-курортного лечения. Автореферат канд. дисс. – Л., Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – Л.: Медицина, 1971