История и этапы развития экологии
Термин был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 г. для определения "общей науки об отношении организмов к окружающей их среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической природы, частично - неорганической, но как те, так и другие имеют весьма большое значение для различных форм организмов, так как принуждают приспосабливаться к себе". Слово "экология" происходит от греческого слова «ойкос» - жилище, местопребывание.
Всю историю развития экологии можно разделить на пять этапов:
Экология является одновременно самой молодой и одной из самых старых естественных наук. С одной стороны, первые попытки обобщения сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распространения животных и растений встречаются уже в трудах Аристотеля ( г. до нашей эры) и Теофраста ( г. до нашей эры). С другой стороны - действительно научный анализ экологических проблем стал возможен только в конце 19-го - в 20-ом веках на основе данных всего комплекса биологических наук от биохимии и физиологии до систематики, генетики популяций и теории эволюций.
Аристотель ( до н.э.) в своей «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т.д.
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в одоленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.
Большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк( ). Он считал что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина( ) – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Немецкий биолог Эрнест Геккель( ) который в 1866 г. Предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, Экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
Экология изучает системы выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются: экосистема, включающая биотическое сообщество и среду обитания; популяция- группа организмов, относящихся к одному видам и занимающих определенную территорию; биосфера- область распространения жизни на Земле.
В экологии выделяются подразделения, изучающие органический мир на уровне: экология особей (аутэкология) Экология популяции (демэкология) экология сообществ (синэкология).
Задачей аутэкологии (от греческого autos - сам) является изучение пределов существования особого вида (организма), т.е. взаимоотношения представителей вида с окружающей средой и определение предела устойчивости и предпочтения особей вида к различным абиотическим факторам и исследует действие среды на морфологию, физиологию, и поведение организма
Основной задачей демэкологии (от греческого demos - народ) является изучение естественных группировок особей одного вида, т.е. популяции, выяснение условий формирования популяции, внутри популяционных группировок и их взаимоотношений, структуры, динамики численности популяции того или иного вида.
Задачей синэкологии (от греческого sun - вместе) или экологии сообществ является изучение популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, пути их формирования развития, структуры, динамики, продуктивности и взаимоотношений с абиотическими факторами, обмен энергии и т.д.
Объект экологии. Объектом экологии оказывается эволюционно сложившееся целостное образование (особи, популяции, ценозы, биоценозы, экосистемы) изучение которого связано с необходимостью преодоления специфических трудностей и выработкой специфической методологии эксперимента в рамках этой дисциплины.
Основные задачи экологии следующие: 1. Выделение основных типов экосистемы и их взаимосвязи в изучаемом ландшафте. 2. Определение видового состава организмов, населяющих ту или иную среду и т.д. 3. Идентификация структуры экосистемы на качественном уровне, т.е. определение отношений между видами, установление связей организмов с почвой, водой, воздухом и другими неживыми компонентами экосистемы. 4. Получение количественных оценок для основных показателей состава экосистемы: установление значений температуры, влажности, солености почвы, биогенных элементов и т.д. 5. Количественная идентификация структуры экосистемы, т.е. описание связей между компонентами экосистемы и внешних условий: скорости роста, размножения, интенсивности фотосинтеза, образование фитомассы, скорости выедания растений животными и т. 6. Комплексное описание динамики всех компонентов экосистемы в сезонном, годовом и многолетнем плане с целью глубокого анализа закономерностей той или иной экосистемы.
В экологии выделяются следующие методы: полевые, лабораторные и экспериментальные исследования, математическое моделирование.
Спасибо за внимание!