МАСТЕР-КЛАСС на муниципальный этап республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года » на тему: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Родничок»» города Дагестанские Огни Подготовила: воспитатель Ахмедова Оксана Аслановна г. Дагестанские Огни 2018 г. « Технология синквейн в речевом развитии дошкольников »
Добрый день, уважаемые жюри и коллеги. Я воспитатель детского сада 1 «Родничок» Ахмедова Оксана Аслановна. Тема моего мастер-класса: « Технология синквейн в речевом развитии дошкольников». « «Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно- исследовательской и даже игровой. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Развитие речи детей является актуальной темой в дошкольном возрасте. Педагоги и специалисты, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Большое внимание воспитатели детских садов уделяют применению инновационным педагогическим технологиям и методам, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Хотелось бы вас познакомить с одной очень эффективной технологией по развитию речи детей - это синквейн. Одним из эффективных интересных методов является работа над созданием дидактического синквейна. Инновационность данного метода – это создание условий для развития личности, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Дидактический синквейн появился в начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси. В нашей стране его начали использовать с 1993 года.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Эту технологию в ДОУ можно применять уже с 5 лет.
Правила составления синквейна В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Обычно это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что? Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают) В четвертой строке ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов (т. е предложение). Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы. Обычно это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Синквейн можно составлять в конце занятия - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Давайте, попробуем с вами составить синквейн. Назовите слово, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы) Самое главное в нашей работе - это дети. Смотрим на нашу елочку. Первая строка нашей елочки одно слово --- Кто? - Дети 2 строка два слова определения - Какие? 3 строка три слова действия - Что делают? 4 строка - Фраза со словом дети 5 строка слово --- ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение.
Есть еще один вариант составления синквейна - это графический синквейн, где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их с помощью условных обозначений. Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные)
Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Педагогическая ценность синквейна.Педагогическая ценность синквейна. Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
В чём же его эффективность и значимость? Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА (на столе лежат ручки и белые лист). Я приглашаю для участия в мастер –классе наших конкурсантов. У меня в руках чудесный мешочек, где находятся предметы на лексические темы, которые мы с вами проводим с детьми. Предлагаю вам вытянут предмет и на него составить свой синквейн. ПЕДАГОГ РАБОТАЕТ С АУДИТОРИЕЙ Пока наши коллеги размышляют и составляют свои синквейны, я предлагаю немного пошутить с нашей аудитории. Мне бы хотелось задать вопрос нашей женской аудитории. - Как вы думаете, что волнует каждую женщину? (ответы) Давайте, составим синквейн на тему лишнего веса. Что? Вес Вес какой? Вес что делает? Фраза Ассоциация И что же у нас получилось?
Конечно же - это шутка. А если серьезно, то мы женщины, прибавляем в весе, потому, что накопленные с годами знания и умения не могут уместиться в нашей голове и равномерно распределяются по всему телу.
Я хотела бы предложить членам жюри составить синквейн на слово ВОСПИТАТЕЛЬ. А нашим воспитателям - на слово ФГОС ДО. ФГОС ДО Что? –ФГОС ДО ФГОС ДО - какой? ФГОС ДО - что делает? Фраза Ассоциация А сейчас, я подойду к нашим участникам и попрошу зачитать синквейны, которые у них получились. УЧАСТНИКИ ЧИТАЮТ СВОИ СИНКВЕЙНЫ. (участники уходят)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенная вашему вниманию технология не требует особых условий применения, она органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, дает возможность педагогу увидеть уровень освоения ребенком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, эта технология позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса. Уважаемые коллеги у меня к вам совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов по лексическим темам, стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам.
Я надеюсь, что использованные мною методы в мастер- классе помогут вам в вашей работе. Спасибо за внимание и творческих Вам успехов! И в конце своего выступления, я зачитаю вам