Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный подход; компетенция; компетентность. 2. Основные компетентности педагога. 3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.
3
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школаобразование 10 км/ч Политиказакон очень медленно
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностный подход – это совокупность: целей образования отбора содержания образования организации образовательного процесса оценки образовательных результатов
Наиболее востребованные качества и умения: саморазвитие (способность к самообразованию) решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация) работа с другими (сотрудничество) владение информационными технологиями адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)
Компетенция – в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный. Компетентность - способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Составляющие элементы понятия "компетенция": знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. умения и навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Компетенции по своей значимости ключевые компетенции - относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; универсальные компетенции. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей предметные компетенции - имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках отдельного учебного предмета.
Ключевые компетенции - универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях; ими должен обладать каждый член общества; ключ к успешной жизни человека в обществе; универсальные способы социальной деятельности
4 элементарные ключевые компетенции: информационная- готовность работать с информацией; коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Ключевые компетенции учащихся. Хуторской А.В Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учитеника в ситуациях учебной или иной деятельности. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально- трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и само поддержку.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Основные компетентности педагога: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств
18 Критерии компетентности учителя Составляющие компетентности Педагогическая деятельность Психолого- педагогическое общение Личность учителя
19 Педагогическая деятельность Уровень обученности ЗУН Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика
20 Психолого-педагогическое общение Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика
21 Личность учителя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность
22 Критерии оценки учителя учениками нашей школы 1. Доверие к ученикам 2. Профессиональное мастерство 3. Доброта 4. Справедливость 5. Остроумие 6. Умение понять ученика и найти с ними общий язык 7. Творческие способности 8. выразительность речи 9. Строгость 10. Ответственность 12. Уважение к ученикам 13. Чувство юмора 14. Не обзывать учеников 15. Отходчивость 16.Эмоциональность.
23 Современные образовательные технологии Традиционные технологии Игровые технологии Тестовые технологии Модульно-блочные технологии Интегральные технологии Технология опорных сигналов Технология адаптивной системы обучения и многие другие
24 Функции педагогического общения Информационная Социально-перцептивная Самопрезентативная Интерактивная Аффективная
25 Способы регулирования конфликтов и поведенческих стратегий Соревнование (конкуренция) – «Акула» Приспособление – «Медвежонок» Компромисс – «Лиса» Избегание – «Черепаха» Сотрудничество – «Сова»
26 Умные мысли для вашей души Люблю предмет, который я люблю Я горы вмиг с ребятами сверну Я слушаю других – какое чудо! Я и творить, и натворить умею Свои ошибки детям я прощаю Мне юмор в детстве подмешали в молоко Я знаю мало, и я это знаю Профессия досталась мне от Бога!
«Лицо педсовета» Интерес Безразличие Чувство Непонимание (мне всё равно) удовлетворения 27