Выполнила Игнатович НА, 416 группа
Миф как форма культуры Роль мифа в первобытной культуре Первобытные системы верований Миф как отрицание индивидуальности и свободы Особенности первобытной культуры
Миф –это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Гегель Фрейд Юнг Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть. Лосев
объективной действительностью стала началом человеческого сознания, представлений человека о Мире и своем месте в нем; выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением; стала началом человеческого сознания, представлений человека о Мире и своем месте в нем; «Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, гомогенность, примитивный коллективизм» играла роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность; Мифология являлась : стала своеобразной идеологией первобытного общества;
Первобытные системы верований Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов. Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу.
Название СУЩНОСТЬ Проявление в современной культуре ТОТЕИЗМ – это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от них. Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных. ФЕТИШИЗМ – обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который связан с судьбой данного племени. Амулеты, крестики, иконы. АНИМИЗМ – это вера в существование души и духов, как причина явлений природы, вера в одушевленность всей природы. Заколачивание гробов, жертвоприношение. МАГИЯ – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли.
Миф как отрицание индивидуальности и свободы. Миф не приносил человеку свободы(миф и магия выражали стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы.); Магические обряды и ритуалы упорядочивали жизнь первобытного человека; Миф был формой запрета, который освящался именем бога(любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога;
1. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм). 3. Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. 2. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов.