СИНТАКСИС. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
«П» «П» - прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. А А - слова автора, из которых узнаём, чья речь. «П, !?» - а. А: «П.!?» «П» «П» - прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. А А - слова автора, из которых узнаём, чья речь. «П, !?» - а. А: «П.!?»
Дополните предложения прямой речью. 1) Бабушка предупредила... 2) Девочка испуганно прошептала... 3)... неожиданно объявил учитель. 4)... спросил отец. 1) Бабушка предупредила... 2) Девочка испуганно прошептала... 3)... неожиданно объявил учитель. 4)... спросил отец. Составьте схемы.
Составьте из двух предложений одно с прямой речью. 1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов. 2) Ребята заявили. В поход пойдём все. 3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии. 4) Девочка удивилась. Разве страус не летает? 1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов. 2) Ребята заявили. В поход пойдём все. 3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии. 4) Девочка удивилась. Разве страус не летает? Запишите их, составьте схемы.
Спишите, расставляя знаки препинания. 1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка. 2) Пусть только попробует сказал мальчик. 3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце. 4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка. (Г. X. Андерсен.) 1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка. 2) Пусть только попробует сказал мальчик. 3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце. 4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка. (Г. X. Андерсен.)
Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки ставятся один раз. Например: 1. Ребята спросили у космонавта Германа Титова: «Каким видом спорта лучше заниматься, чтобы стать космонавтом?» 2.Тот ответил: «Все виды спорта хороши. Главное, чтобы каждый из вас занимался спортом». Например: 1. Ребята спросили у космонавта Германа Титова: «Каким видом спорта лучше заниматься, чтобы стать космонавтом?» 2.Тот ответил: «Все виды спорта хороши. Главное, чтобы каждый из вас занимался спортом».
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не с..ешь их яблочка. Старик сказал Я не с..ем, другие с..едят. Мне спасиб.. скажут. (Л.Толстой.) Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не с..ешь их яблочка. Старик сказал Я не с..ем, другие с..едят. Мне спасиб.. скажут. (Л.Толстой.)
Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи. ИСТОЧНИК. В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!» Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день». ИСТОЧНИК. В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!» Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день».
Что сказал каждый из двух других путников?
Замените предложения с прямой речью сложными. 1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сказал: «Ветер завтра будет». (В. Астафьев). 2) «Завтра скворцов нигде не увидишь, они улетят», пояснил мне брат. (А. Рыжиков). 3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». (К. Паустовский). 1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сказал: «Ветер завтра будет». (В. Астафьев). 2) «Завтра скворцов нигде не увидишь, они улетят», пояснил мне брат. (А. Рыжиков). 3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». (К. Паустовский).
ОБОБЩЕНИЕ. 1. С каким способом передачи чужого высказывания мы познакомились? 2. Расскажите о структуре предложений с прямой речью. 3. Каково назначение слов автора? Каково их место в структуре предложений с прямой речью? 4. Расскажите правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы. 1. С каким способом передачи чужого высказывания мы познакомились? 2. Расскажите о структуре предложений с прямой речью. 3. Каково назначение слов автора? Каково их место в структуре предложений с прямой речью? 4. Расскажите правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы.
Захарова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ключевская СОШ им. А.П. Бирюкова» Курганской области Шадринского района, 2011 год. Захарова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ключевская СОШ им. А.П. Бирюкова» Курганской области Шадринского района, 2011 год.
Источники презентации: