ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА»
Цель программы – скорректировать агрессивное поведение подростка. Программа направлена на решение следующих задач: 1. формирование у подростка положительного « образа – Я»; 2. формирование адекватной самооценки подростка; 3. сформировать понимание и опознавание своего эмоционального состояния; 4. обучение навыкам самоконтроля; 5. развитие эмпатии, ответственности, толерантности.
Программа рассчитана на 10 занятий, периодичностью 2 раз в неделю. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность одного занятия: 1 ч. 00 мин. Критерии эффективности программы: снижение уровня тревожности; сформированность самоконтроля в поведении; сформированность адекватной самооценки. Сроки реализации программы: 5 недель. Участники программы: педагог-психолог, социальный педагог, ученики.
В работе использовались следующие нормативно-правовые документы: 1. Конституция РФ (1993). В разделе «Права человека» вошли положение о правах ребенка и их охране (ст. 7, 17, 38). 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). З. Указ Президента РФ от М>543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении, выживании, защите и развитии детей в 90-е годы», 4. Указ Президента РФ от «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ», 5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых // пересказал А.С.Усачев -М.; Концепция о правах ребенка и реальности детства в России //Материалы первичной документации РФ. Комитету по правам ребенка, Федеральная целевая программа «Молодежь России» ( ). Информационный сервер Правительства РФ, М, 2001.N«0020
Первичная диагностика: Цель: Определение особенностей эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: # «Диагностика принятия других» В. Фей; # тест Люшер; # диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина; # измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова Итоговая диагностика: Цель: Определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: # «Диагностика принятия других» В. Фей; # тест Люшер; # диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина; # измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова.
Диагностические методики, используемые в работе: 1. Проективная методика «Дерево с человечками», Д..Лампен в адаптации Л. П. Пономаренка; 2.«Диагностика принятия других» В. Фей; 3.«Тест люшер»; 4. Проективная методика «Рисуночный тест Вартегга»; 5. Проективная методика «Рисунок семьи»; 6. Диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина; 7. Измерение уровня тревожности Тейлора. Адаптация Т. А. Немчинова. Методы и техники работы, используемые в программе: 1. элементы арт-терапии: рисование, коллажировани, лепка; 2. элементы сказкотерапии: чтение сказок, обсуждение сказок; 3. игры и упражнения с использованием песочницы; 4.релаксация.
Тематическое планирование занятий
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
Используемая литература 1. Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб.: Питер, И. Васильева, П. Борозенец. Набор психологических открыток с притчами «Все грани гармонии». Издательство «Речь», Возрастные и индивидуальные особенности подростков, под ред. Эльконина Д. Б./ Драгуновой Т. В. – М. просвещение 1967 г. 4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И. В. Дубровиной М г 5.Т. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, с. 6.Т. Зинкевич-Евстегнеева Набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил». Издательство «Речь», М. Шевченко. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия «Сам себе психолог», СПб.: Питер, с. 8.Ped-kopilka.ru